|   ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение 
 Как определить диапазон голоса - ваш вокал 
 Игровые автоматы с быстрым выводом 
 Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими 
 Целительная привычка 
 Как самому избавиться от обидчивости 
 Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам 
 Тренинг уверенности в себе 
 Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" 
 Натюрморт и его изобразительные возможности 
 Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. 
 Как научиться брать на себя ответственность 
 Зачем нужны границы в отношениях с детьми? 
 Световозвращающие элементы на детской одежде 
 Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия 
 Как слышать голос Бога 
 Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) 
 Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
 
 
 Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. 
  Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.
 
  Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.
 | Т–016. Техника определения уровня самоактуализации
 
 
 
 Самоактуализационный тест (САТ). Теперь определимся с собственной самоактуализацией – с помощью второго из обещанных мною тестов: САТ Э. Шострем. Важность и значимость определения уровня своей самоактуализации бесспорна, так как в этой книге я, по сути, хочу помочь вам осуществить этот самый процесс – самоактуализации, которая необходима всем и каждому, дабы жить, а не выживать. Для того, чтобы определить, что здесь вам нужно в себе перепрограммировать, чтобы добиться самоактуализации, я и включил в книгу довольно объёмный самоактуализационный тест вышеупомянутого автора, который позволит вам измерить, где вы находитесь (или застряли) на пути к этому приятному состоянию – равно как и узнать то, на что вам нужно обратить внимание (а что – развить), дабы самоактуализироваться. Описание этого теста, который в данной книге условно назван техникой определения уровня самоактуализации, я привожу по работе Ю. Алёшиной, Л. Гозмана и Е. Дубовской «Социально-психологические методы исследования супружеских отношений».   Каждый пункт данного опросника содержит в себе два высказывания (а и б). Внимательно прочтите каждое из них и пометьте то из двух, которое в большей степени соответствует Вашей точке зрения.                                           | № | А | Б |                       | 1. |  | Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами. |  | Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами. |                       | 2. |  | Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты. |  | Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты. |                       | 3. |  | Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется. |  | Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется. |                       | 4. |  | Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод. |  | Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод. |                       | 5. |  | Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю. |  | Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю. |                       | 6. |  | В сложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, так как это гарантирует успех. |  | В сложных ситуациях всегда надо искать принципиально новые решения. |                       | 7. |  | Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения. |  | Для меня не слишком важно, чтобы другие разделяли мою точку зрения. |                       | 8. |  | Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других. |  | Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе. |                       | 9. |  | Я могу без всяких угрызений совести отложить до завтра то, что я должен сделать сегодня. |  | Меня мучают угрызения совести, если я откладываю до завтра то, что я должен сделать сегодня. |                       | 10. |  | Иногда я бываю так зол, что мне хочется «бросаться» на людей. |  | Я никогда не бываю зол настолько, чтобы мне хотелось «бросаться» на людей. |                       | 11. |  | Мне кажется, что в будущем меня ждёт много хорошего. |  | Мне кажется, что будущее сулит мне мало хорошего. |                       | 12. |  | Человек должен оставаться честным во всём и всегда. |  | Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным. |                       | 13. |  | Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребёнка, даже если её удовлетворение может иметь отрицательные последствия. |  | Не стоит потакать излишнему любопытству ребёнка, когда оно может привести к дурным последствиям. |                       | 14. |  | У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется. |  | У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется. |                       | 15. |  | Я всячески стараюсь избегать огорчений. |  | Я не стремлюсь всегда избегать огорчений. |                       | 16. |  | Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем. |  | Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем. |                       | 17. |  | Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны. |  | Я хотел бы совершить нечто, за что люди были бы благодарны мне, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от своих принципов. |                       | 18. |  | Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как бы готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем. |  | Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей «настоящей» жизни, а живу по-настоящему уже сейчас. |                       | 19. |  | Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом. |  | Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с другом. |                       | 20. |  | Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают. |  | Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию. |                       | 21. |  | Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях. |  | Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания. |                       | 22. |  | Я часто задумываюсь о том, соответствует ли моё поведение ситуации. |  | Я редко задумываюсь о том, соответствует ли моё поведение ситуации. |                       | 23. |  | Мне кажется, любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь. |  | Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь. |                       | 24. |  | Главное в нашей жизни – это создавать что-либо новое. |  | Главное в нашей жизни – быть честным и благородным человеком, приносить людям пользу. |                       | 25. |  | Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционно мужские черты характера, а у женщин – традиционно женские. |  | Мне кажется, что было бы лучше, если бы и мужчины, и женщины сочетали в себе традиционно мужские и традиционно женские свойства характера. |                       | 26. |  | Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств. |  | Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому. |                       | 27. |  | Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы. |  | Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями человеческой природы. |                       | 28. |  | Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья. |  | Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья. |                       | 29. |  | Я уверен в себе. |  | Я не уверен в себе. |                       | 30. |  | Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа. |  | Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь. |                       | 31. |  | Я никогда не сплетничаю. |  | Иногда мне нравится сплетничать. |                       | 32. |  | Я мирюсь с противоречиями в самом себе. |  | Я не могу мириться с противоречиями в самом себе. |                       | 33. |  | Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему. |  | Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему. |                       | 34. |  | Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется. |  | Мне всегда удаётся быть искренним, когда мне этого хочется. |                       | 35. |  | Меня редко беспокоит чувство вины. |  | Меня часто беспокоит чувство вины. |                       | 36. |  | Я постоянно чувствую себя обязанным делать всё от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение. |  | Я не чувствую себя обязанным делать всё от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение. |                       | 37. |  | Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики. |  | Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания законов физики. |                       | 38. |  | Я считаю необходимым следовать правилу: «не трать времени даром». |  | Я не считаю необходимым следовать правилу: «не трать времени даром». |                       | 39. |  | Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку. |  | Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку. |                       | 40. |  | Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного. |  | Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного. |                       | 41. |  | Я предпочитаю оставлять приятное «на потом». |  | Я не оставляю приятного «на потом». |                       | 42. |  | Я часто принимаю спонтанные решения. |  | Я редко принимаю спонтанные решения. |                       | 43. |  | Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям. |  | Я стараюсь не выражать открыто своих чувств в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям. |                       | 44. |  | Я не могу сказать, что я себе нравлюсь. |  | Я могу сказать, что я себе нравлюсь. |                       | 45. |  | Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах. |  | Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах. |                       | 46. |  | Мне кажется, что люди должны открыт о проявлять в общении с другими своё недовольство ими. |  | Мне кажется, что в общении с другими люди должны скрывать своё недовольство ими. |                       | 47. |  | Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди. |  | Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди. |                       | 48. |  | Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего учёного. |  | Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным |                       | 49. |  | При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей. |  | Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо. |                       | 50. |  | Мне бывает трудно отличить любовь от простого сексуального влечения. |  | Я легко отличаю любовь от простого сексуального влечения. |                       | 51. |  | Меня постоянно волнует проблема самоусовершенствования. |  | Меня мало волнует проблема самоусовершенствования. |                       | 52. |  | Достижение счастья не может быть целью человеческих отношений. |  | Достижение счастья – это главная цель человеческих отношений. |                       | 53. |  | Мне кажется, я могу вполне доверять своим собственным оценкам. |  | Мне кажется, я не могу доверять в полной мере своим собственным оценкам. |                       | 54. |  | При необходимости человек может достаточно легко избавиться от своих привычек. |  | Человеку крайне трудно избавиться от своих привычек. |                       | 55. |  | Мои чувства иногда приводят в недоумение меня самого. |  | Мои чувства никогда не повергают меня в недоумение. |                       | 56. |  | В некоторых случаях я считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным. |  | Я никогда не считаю себя вправе дать человеку понять, что он мне кажется глупым и неинтересным. |                       | 57. |  | Можно судить со стороны, насколько счастливо складываются отношения между людьми. |  | Наблюдая со стороны, нельзя сказать, насколько удачно складываются отношения между людьми. |                       | 58. |  | Я часто перечитываю понравившиеся мне книги по несколько раз. |  | Я думаю, что лучше прочесть какую-либо новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанному. |                       | 59. |  | Я очень увлечён своей работой. |  | Я не могу сказать, что я увлечён своей работой. |                       | 60. |  | Я недоволен своим прошлым. |  | Я доволен своим прошлым. |                       | 61. |  | Я чувствую себя обязанным всегда говорить правду. |  | Я не чувствую себя обязанным всегда говорить правду. |                       | 62. |  | Существует очень мало ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться. |  | Существует множество ситуаций, когда я могу позволить себе дурачиться. |                       | 63. |  | Стремясь разобраться в характере и чувствах окружающих, люди часто бывают излишне бестактны. |  | Стремление разобраться в характере и чувствах окружающих естественно для человека и поэтому может оправдать бестактность. |                       | 64. |  | Обычно я расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей. |  | Обычно я не расстраиваюсь из-за потери или поломки нравящихся мне вещей. |                       | 65. |  | Я чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие. |  | Я не чувствую себя обязанным поступать так, как от меня ожидают окружающие. |                       | 66. |  | Интерес к самому себе всегда необходим для человека. |  | Излишнее самокопание иногда имеет дурные последствия. |                       | 67. |  | Иногда я боюсь быть самим собой. |  | Я никогда не боюсь быть самим собой. |                       | 68. |  | Большая часть того, что мне приходится делать, доставляет мне удовольствие. |  | Лишь немногое из того, что я делаю, доставляет мне удовольствие. |                       | 69. |  | Лишь тщеславные люди думают о своих достоинствах и не думают о недостатках. |  | Не только тщеславные люди думают о своих достоинствах. |                       | 70. |  | Я могу делать что-либо для других, не требуя, чтобы они это оценили. |  | Я вправе ожидать от других, чтобы они оценили то, что я делаю для них. |                       | 71. |  | Человек должен раскаиваться в своих проступках. |  | Человек совсем не обязательно должен раскаиваться в своих проступках. |                       | 72. |  | Мне необходимы обоснования для принятия моих чувств. |  | Обычно мне не нужны никакие обоснования для принятия моих чувств. |                       | 73. |  | В большинстве ситуаций я прежде всего стараюсь понять, чего хочу я сам. |  | В большинстве ситуаций я прежде всего пытаюсь понять, чего хотят окружающие. |                       | 74. |  | Я стараюсь никогда не быть «белой вороной». |  | Я позволяю себе быть «белой вороной». |                       | 75. |  | Когда я нравлюсь сам себе, мне кажется, что я нравлюсь всем окружающим. |  | Даже когда я нравлюсь сам себе, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен. |                       | 76. |  | Моё прошлое в значительной степени определяет моё будущее. |  | Моё прошлое очень слабо определяет моё будущее. |                       | 77. |  | Часто бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию. |  | Довольно редко бывает так, что выразить свои чувства важнее, чем обдумывать ситуацию. |                       | 78. |  | Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы, так как приносят пользу людям. |  | Те усилия и затраты, которых требует познание истины, оправданы хотя бы тем, что доставляют человеку эмоциональное удовлетворение. |                       | 79. |  | Мне всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю. |  | Мне не всегда необходимо, чтобы другие одобряли то, что я делаю. |                       | 80. |  | Я доверию тем решениям, которые я принимаю спонтанно. |  | Я не доверяю тем решениям, которые я принимаю спонтанно. |                       | 81. |  | Пожалуй, я могу сказать, что я живу с ощущением счастья. |  | Пожалуй, я не могу сказать, что я живу с ощущением счастья. |                       | 82. |  | Довольно часто мне бывает скучно. |  | Мне никогда не бывает скучно. |                       | 83. |  | Я часто проявляю своё расположение к человеку, независимо от того, взаимно ли оно. |  | Я редко проявляю своё расположение к человеку, не будучи уверенным, что оно взаимно. |                       | 84. |  | Я легко принимаю рискованные решения. |  | Обычно мне бывает трудно принимать рискованные решения. |                       | 85. |  | Я стараюсь во всём и всегда поступать честно. |  | Иногда я считаю возможным мошенничать. |                       | 86. |  | Я готов примириться со своими ошибками. |  | Мне трудно примириться со своими ошибками. |                       | 87. |  | Обычно я чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично. |  | Обычно я не чувствую себя виноватым, когда поступаю эгоистично. |                       | 88. |  | Дети должны понимать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых. |  | Детям не обязательно осознавать, что у них нет тех прав и привилегий, что у взрослых. |                       | 89. |  | Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет. |  | Я ещё не понял до конца, какие чувства я способен испытывать, а какие нет. |                       | 90. |  | Я думаю, что большинству людей можно доверять. |  | Я думаю, что без крайней необходимости людям доверять не стоит. |                       | 91. |  | Прошлое, настоящее и будущее представляются мне как единое целое. |  | Моё настоящее представляется мне слабо связанным с прошлым и будущим. |                       | 92. |  | Я предпочитаю проводить отпуск, путешествуя, даже если это сопряжено с большими затратами и неудобствами. |  | Я предпочитаю проводить отпуск спокойно, в комфортабельных условиях. |                       | 93. |  | Бывает, что мне нравятся люди, чьё поведение я не одобряю. |  | Мне почти никогда не нравятся люди, чьё поведение я не одобряю. |                       | 94. |  | Людям от природы свойственно понимать друг друга. |  | По природе своей человеку свойственно заботиться о своих собственных интересах. |                       | 95. |  | Мне никогда не нравятся сальные шутки. |  | Мне иногда нравятся сальные шутки. |                       | 96. |  | Меня любят потому, что я сам способен любить. |  | Меня любят потому, что я стараюсь заслужить любовь окружающих. |                       | 97. |  | Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке не противоречат вдруг другу. |  | Мне кажется, что эмоциональное и рациональное в человеке противоречат друг другу. |                       | 98. |  | Я чувствую себя уверенным в отношениях с другими людьми. |  | Я чувствую себя неуверенным в отношениях с другими людьми. |                       | 99. |  | Защищая собственные интересы, люди часто игнорируют интересы окружающих. |  | Защищая собственные интересы, люди обычно не забывают интересы окружающих. |                       | 100. |  | Я всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации. |  | Я далеко не всегда могу положиться на свои способности ориентироваться в ситуации. |                       | 101. |  | Я считаю, что способность к творчеству – природное свойство человека. |  | Я считаю, что далеко не все люди одарены природой способностью к творчеству. |                       | 102. |  | Обычно я не расстраиваюсь, если мне не удаётся добиться совершенства в чём-либо. |  | Я часто расстраиваюсь, если мне не удаётся добиться совершенства в чём-либо. |                       | 103. |  | Иногда я боюсь показаться слишком нежным. |  | Я никогда не боюсь показаться слишком нежным. |                       | 104. |  | Мне легко смириться со своими слабостями. |  | Мне трудно смириться со своими слабостями. |                       | 105. |  | Мне кажется, что я должен добиваться совершенства во всём, что я делаю. |  | Мне не кажется, что я должен добиваться совершенства во всём, что я делаю. |                       | 106. |  | Мне часто приходится оправдывать перед самим собой свои поступки. |  | Мне редко приходится оправдывать перед самим собой свои поступки. |                       | 107. |  | Выбирая для себя какое-либо занятие, человек должен считаться с тем, насколько оно необходимо. |  | Человек должен всегда заниматься только тем, чем ему интересно. |                       | 108. |  | Я могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю. |  | Я не могу сказать, что мне нравится большинство людей, которых я знаю. |                       | 109. |  | Иногда я не против того, чтобы мной командовали. |  | Мне никогда не нравится, когда мной командуют. |                       | 110. |  | Я не стесняюсь обнаруживать свои слабости перед друзьями. |  | Мне не легко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями. |                       | 111. |  | Я часто боюсь совершить какую-нибудь оплошность. |  | Я не боюсь совершить какую-нибудь оплошность. |                       | 112. |  | Наибольшее удовлетворение человек получает, добившись желаемого результата в работе. |  | Наибольшее удовлетворение человек получает в самом процессе работы. |                       | 113. |  | О человеке никогда с уверенностью нельзя сказать, добрый он или злой. |  | Обычно о человеке можно сказать, добрый он или злой. |                       | 114. |  | Я почти всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия. |  | Я далеко не всегда чувствую в себе силы поступать так, как я считаю нужным, несмотря на последствия. |                       | 115. |  | Люди часто раздражают меня. |  | Люди редко раздражают меня. |                       | 116. |  | Моё чувство самоуважения во многом зависит от того, чего я достиг. |  | Моё чувство самоуважения в небольшой степени зависит от того, чего я достиг. |                       | 117. |  | Зрелый человек всегда должен осознавать причины каждого своего поступка. |  | Зрелый человек совсем не обязательно должен осознавать причины каждого своего поступка. |                       | 118. |  | Я воспринимаю себя таким, каким видят меня окружающие. |  | Я вижу себя не совсем таким, каким видят меня окружающие. |                       | 119. |  | Бывает, что я стыжусь своих чувств. |  | Я никогда не стыжусь своих чувств. |                       | 120. |  | Мне нравится участвовать в жарких спорах. |  | Мне не нравится участвовать в жарких спорах. |                       | 121. |  | У меня не хватает времени на то, чтобы следить за новинками в мире искусства и литературы. |  | Я постоянно слежу за новинками в мире искусства и литературы. |                       | 122. |  | Мне всегда удаётся руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями. |  | Мне не часто удаётся руководствоваться в жизни своими собственными чувствами и желаниями. |                       | 123. |  | Я часто руководствуюсь общепринятыми представлениями в решении моих личных проблем. |  | Я редко руководствуюсь в решении моих личных проблем общепринятыми представлениями. |                       | 124. |  | Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человек должен обладать определёнными знаниями в этой области. |  | Мне кажется, что для того, чтобы заниматься творческой деятельностью, человеку не обязательно обладать определёнными знаниями в этой области. |                       | 125. |  | Я боюсь неудач. |  | Я не боюсь неудач. |                       | 126. |  | Меня часто беспокоит вопрос о том, что произойдёт в будущем. |  | Меня редко беспокоит вопрос о том, что произойдёт в будущем. |    
 
 В качестве показателей самоактуализации в тесте Э. Шострем используются две основные и двенадцать дополнительных шкал. Приведу их описание по вышеупомянутой книге Ю. Алешиной, Л. Гозана и Е. Дубовской[51]. Основные шкалы теста CAT. Здесь главными выступают две шкалы. I.Шкала компетентности во времени определяет отношения человека с временными параметрами его жизни. Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим (т.е. переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не рассматривать то, что происходит «здесь» и «теперь» как подготовку к будущей «настоящей жизни»), а во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение говорит о высокой самоактуализации личности. Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и дискретное («отрезочное») восприятие своего жизненного пути. II.Шкала поддержки измеряет степень независимости ценностей и поведения человека от воздействия извне. Личность, имеющая высокий балл по этой шкале, относительно независима в своих поступках, что, однако, не означает враждебности к окружающим или конфронтации с групповыми нормами. Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости и конформности (склонности подтверждать мнение значимых других). Дополнительные шкалы самоактуализационного теста. В отличие от основных шкал, измеряющих две глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на выявление отдельных аспектов этого весьма любопытного психологического явления. 1. Шкала ценностных ориентаций определяет в какой степени человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности (здесь и далее высокий балл по шкале характеризует большую степень самоактуализации). 2. Шкала гибкости поведения измеряет степень гибкости в реализации личностью своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации. Шкалы ценностных ориентаций и гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – гибкость в их использовании. 3. Шкала сенситивности (чувствительности) к себе определяет то, в какой степени человек отдаёт себе отчёт в своих потребностях и чувствах. 4. Шкала спонтанности измеряет возможность для личности легко и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, а лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения. Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая свидетельствует о том, насколько человек осознаёт собственные чувства, а вторая – о том, в какой степени они проявляются в поведении. 5. Шкала самоуважения определяет способность личности ценить свои достоинства. 6. Шкала самопринятия измеряет степень принятия себя вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков. Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия. 7. Шкала представления о природе человека регистрирует отношение к людям. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу людей в целом как положительную («люди в массе своей добры») и не считать полярности (противоположности) мужественности – женственности, рациональности – эмоциональности и тому подобные антагонистическими. 8. Шкала синергии характеризует способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др. Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию и могут анализироваться совместно. Они составляют блок концепции человека. 9. Шкала принятия агрессии определяет отношение к «выходам из себя». Высокий балл по шкале свидетельствует о способности принимать своё раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Однако, конечно же, речь здесь вовсе не идёт об оправдании своего или чужого антисоциального поведения. 10. Шкала контактности характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких контактов с людьми. Шкалы 9 и 10 составляют блок межличностной чувствительности. 11. Шкала познавательных потребностей измеряет степень выраженности у личности стремления к приобретению знаний об окружающем мире. 12. Шкала креативности характеризует выраженность творческой направленности человека. Шкалы 11 и 12 составляют блок отношения к познанию. Ключ к опроснику Э. Шострем. Обработка САТ осуществляется с помощью специального ключа, где за выбор указанных ниже суждений даётся 1 балл. Шкала ориентации во времени: 11а, 16б, 18б, 21а,28б, 38б, 40б, 41б, 45б, 60б, 64б, 71б, 76б, 82б, 91б, 106б, 126б. Шкала поддержки: 1б, 2б, 3а, 4а, 5б, 7б, 8а, 9а, 10а, 12б, 14б, 15б, 17а, 19а, 22б, 23а, 25б, 26б, 27б, 29а, 31б, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 42а, 43а, 44б, 46а, 47б, 49б, 50б, 51б, 52а, 53а, 55а, 56а, 57а, 59а, 61б, 62б, 65б, 66а, 67б, 68а, 69б, 70а, 72б, 73а, 74б, 75б, 77а, 80а, 81а, 83а, 85б, 86а, 87б, 88б, 89б, 90а, 93а, 94а, 95б, 96а, 97а, 98а, 99б, 100а, 102а, 103б, 104а, 105б, 108б, 109а, 110а, 111б, 113а, 114а, 115а, 116б, 117б, 118а, 119б, 120а, 122а, 123б, 125б. Шкала ценностной ориентации: 17а, 29а, 42а, 49б, 50б, 53а, 56а, 59а, 67б, 68а, 69б, 80а, 81а, 90а, 93а, 97а, 99б, 113а, 114а, 122а. Шкала гибкости повеления: 3а, 9а, 12б, 33б, 36б, 38б, 40б, 47б, 50б, 51б, 61б, 62б, 65б, 68а, 70а, 74б, 82б, 85б, 95б, 97а, 99б, 102а, 105б, 123б. Шкала сенситивности: 2б, 5б, 10а, 43а, 46а, 55а, 73а, 77а, 83а, 89б, 103б, 119б, 122а. Шкала спонтанности: 5б, 14б, 15б, 26б, 42а, 62б, 67б, 74б, 77а, 80а, 81а, 83а, 95б, 114а. Шкала самоуважения: 2б, 3а, 7б, 23а, 29а, 44б, 53а, 66а, 69б, 98а, 100а, 102а, 106б, 114а, 122а. Шкала самопринятия: 1б, 8а, 14б, 22б, 31б, 32а, 34а, 39б, 53а, 61б, 71б, 75б, 86а, 87б, 104а, 105б, 106б, 110а, 111б, 116б, 125б. Шкала представлений о природе человека: 23а,25б, 27б, 50б, 66а, 90а, 94а, 97а, 99б, 113а. Шкала синергичности: 50б, 68а, 91б, 93а, 97а, 99б, 113а. Шкала принятия агрессии: 5б, 8а, 10а, 15б, 19а, 29а, 39б, 43а, 46а, 56а, 67б, 85б, 93а, 94а, 115а. Шкала контактности: 5б, 7б, 17а, 23б, 26б, 36б, 46а, 65б, 70а, 73а, 74б, 75б, 79б, 96а, 99б, 103б, 108б, 109а, 120а, 123б. Шкала познавательных потребностей: 13а, 20б, 37а, 48а, 63б, 66а, 78б, 82б, 92а, 107б, 121б. Шкала креативности: 6б, 24а, 30а, 42а, 54а, 58а, 59а, 68а, 84а, 101а, 105б, 112б, 123б, 124б.   Использование полученных данных. А вот здесь я вас немного разочарую, ибо не приведу никаких оценок по этому тесту: средних, стандартных и т.п. В принципе, они существуют, но лично вам оценки эти не важны и не нужны (а то ещё зазнаетесь или, наоборот, впадёте в депрессию). Важно здесь совсем другое. Этот тест должен послужить для вас именно информацией к размышлению – о пробелах в вашей самоактуализации. Чтобы определить их, вполне достаточно будет вычислить «процент актуализированности» по каждой из шкал по формуле:   
   Содержание тех шкал, в которых обнаружился самый низкий процент, и должно стать объектом вашего самоперепрограммирования.   Упражнение 21. Протестируйте себя по тесту «Самосаботаж или успех» Д. Эймана и определите общий уровень вашей «самосаботажности». Выпишите все факторы, которые получили отрицательную оценку и тщательно обдумайте, как негативно повлияли они на вашу собственную жизнь. Упражнение 22. Протестируйте себя по САТ Э. Шострем и обработайте результаты тестирования, определив «проценты самоактуализации». Тщательно проанализируйте шкалы самоактуализационного теста (их содержание и смысл), после чего представьте, насколько обогатиться и улучшится ваша жизнь, если всё это станет достоянием вашей личности. Упражнение 23. 
 
 
 
 |