МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Т–002. Техника анализа психологического возраста.





Представьте, что вы внезапно узнали, что по тем или иным причинам в вашем паспорте неверно проставлена дата вашего рождения. И попробуйте, основываясь на ваших собственных субъективных ощущениях, определить, сколько вам сейчас лет. Ответ запишите.

Теперь вспомните, сколько вам лет на самом деле (если не сможете, раскройте паспорт). И сравните этот свой физический возраст с тем психологическим возрастом, который вы только что определили. Вы старше (психологически), чем на самом деле? Младше? Вам примерно столько же?

Вернитесь в начало этой главы и определите в какие именно периоды жизни человека попадает ваш:

• физический возраст

• психологический возраст.

Если оба ваших возраста «попадают» в один и тот же этап жизненного пути, просто выпишите и проанализируйте всё, что написано об этом возрастном периоде, одновременно определив, все ли его задачи вы успешно решили или решаете. Если же они относятся к различным стадиям жизни, подумайте, а не получилось ли так, что какие-то нерешённые жизненные задачи продолжают психологически задерживать вас там, где вы никак не можете пребывать чисто физически в силу количества реально прожитых вами лет…

Упражнение 8.

Т–003. Техника определения особенностей психосоциального развития.

Выясните особенности своего психосоциального развития, ставя крестик или галочку в том месте на отрезке линии, где вы, как вам кажется, находитесь между двумя полюсами разрешения/не разрешения задач возрастного развития по Э. Эриксону:

 

Недоверие к миру, пессимизм Доверие к миру, оптимизм
Несамостоятельность, зависимость от других Самостоятельность, оптимизм
Подражание образцам, пассивность Инициативность, активность
Неполноценность, неверие в свои силы Уверенность в себе, компетентность
Инфантилизм, тревога, непризнание себя людьми Верность себе, признание себя людьми
Изоляция, одиночество Чувство близости к другим, единство с людьми
Опустошённость, застой, регрессия Творчество, любимая работа, удовлетворённость жизнью
Разочарование себя в ней Принятие жизни и в жизни

Обдумайте всё, что получилось по каждой из стадий, обратив особое внимание на те из них, где вы получили отрицательные результаты – и в плане оценок, и с точки зрения разрешения возрастных задач. Попробуйте осмыслить то, что происходило в этом столь негативно закончившемся (или ещё не законченном) возрастном периоде. И рискните сделать хоть какие-то выводы и заключения.

Упражнение 9.

Т–004. Техника анализа жизненного цикла[19].

Обратитесь к схеме развития жизненного цикла Э. Коуэна, которая как бы даёт набор правил для определения вашего развития. С её помощью вы сможете оценить собственное развитие и понять, почему у вас появились определённые характеристики вашего туннеля реальности.

1. Жизненная стадия. На какой жизненной стадии вы хронологически находитесь? Какие важные события ассоциируются у вас с этим конкретным возрастом? Выпишите все главные события, которые приходятся на каждую из ранних стадий. И очень быстро набросайте список слов, подходящих для каждого события – значительные события играют важную роль в построении туннеля реальности человека.

2. Ключевые системы. Каковы ваши нынешние ключевые системы (работа, семья…)? Совпадают ли они с теми, что перечислены в таблице? Какие слова и умственные конструкции (например, «работа-стабильность и достаток») характерны для каждой из этих систем (выпишите их)? Как эти системы воздействуют на ваше поведение?

3. Задачи развития. С какими задачами развития вы успешно справляетесь? Какие для вас трудны? А с какими задачами развития вы столкнётесь в ближайшее время?

4. Ресурсы развития. Составьте полный список возможных ресурсов развития и поставьте себе оценки по каждому от единицы до пяти. Если хотите, можете добавить в этот список свои особые жизненные навыки, полезные для решения задач развития.

5. Кризисы развития. Насколько успешно вы преодолели прежние кризисы? Какова ваша оценка текущего кризиса развития? Вы в «плюсе» или в «минусе»? Как всё это может отразиться на вашей жизни?

 

Просмотрите вновь свои ответы на пункты 1 и 2. Обратите внимание на повторяющиеся ключевые слова и умственные конструкции и попытайтесь понять, что вы из себя представляете. В какой области вы бы хотели наиболее полно развить свой потенциал? И какие вы планируете действия?

Притворившись, что вы всё поняли в концепции уровней жизни (забудьте, что это не так), объясните её самому благожелательному из ваших знакомых.

Закончив объяснения, перечитайте описания этой концепции и оцените, насколько она для вас стала яснее и понятней.

Если сдвиги в понимании приятно вас поразили, откройте Приложение 1 и попробуйте понять приведённые там таблицы уровней жизни. Обнаружив признаки начала распада умственной деятельности, немедленно отвлекитесь и утешьте себя тем, что всю эту галиматью и бредятину вы безусловно поймёте, когда дочитаете эту книгу. Можете даже по-предвкушать то, насколько вы поумнеете…

Упражнение 10.

Т–005. Техника личного плана развития[20].

Попробуйте – хотя бы вчерне – составить личный план развития по форме, рекомендуемой финскими специалистами.

 

Оценка жизненной ситуации

1.1.Работа

• Имею ли я чёткую картину о своей работе и её целях?

• Помогает ли моя работа в достижении других жизненных целей?

• Каковы мои цели развития и продвижения по отношению к работе?

• Какую работу я хочу выполнять через десять лет?

• Есть ли у меня воодушевление и мотивация?

• Что является для меня мотиватором сейчас? А через пять лет?

• Каковы сильные и слабые стороны моей мотивации?

• К каким мероприятиям я могу прибегнуть, чтобы убедиться, что моя работа будет в ближайшие годы отвечать моим личным потребностям?

1.2.Хозяйство

• Каково моё экономическое положение?

• Есть ли у меня личный бюджет – каков он и придерживаюсь ли я его рамок?

• Сколько у меня долгов?

• Получу ли я в случае необходимости кредит?

• Каковы мои потребности в финансировании и размещении капитала в ближайшие годы?

• Какие меры я могу в случае необходимости применять для улучшения экономического положения?

1.3.Физическое состояние

• Какова моя общая форма? На чём основана моя оценка? (собственное представление, тесты и т.п.)

• Бываю ли я регулярно на осмотрах у врача (на общих, специальных осмотрах)?

• Занимаюсь ли я регулярно оздоровительным спортом?

• Достаточно ли я сплю?

• Питаюсь ли я правильно?

• Каков мой вес?

• В каких количествах употребляю алкоголь?

• Забочусь ли я о «строительстве» своего тела?

• Какие меры я могу принять для улучшения своего физического состояния?

1.4.Социальное состояние – человеческие отношения

• Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других? А как я их учитываю?

• Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы?

• Интересует ли их моё мнение?

• Навязываю ли я другим свои мысли и мнения?

• Умею ли я слушать?

• Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь? Как это проявляется на практике?

• Стремлюсь ли я развивать людей, с которыми общаюсь?

• Как я забочусь о дружеских отношениях?

• Как я могу развивать свои отношения обратной связи?

1.5.Моральная готовность – психическое состояние

• Развиваю ли я себя постоянно тем или иным способом?

• Читаю ли я регулярно газеты, еженедельные издания, специальные газеты, литературные произведения?

• Слежу ли я за новостями дня: по газетам, радио, ТВ?

• Посещаю ли я учебные мероприятия, собрания, конференции, специальные курсы, занимаюсь ли самообразованием?

• Участвую ли я в совместной деятельности по развитию: в кружках, в объединениях?

• Есть ли у меня личный план развития?

• Как я могу развивать свою мотивацию и душевное состояние?

1.6.Семейная жизнь

• Понимаю ли я значение семьи?

• Какова моя семейная ситуация на сегодняшний день?

• Изменится ли она в ближайшие годы и как?

• Уделяю ли достаточно времени своей семье?

• Есть ли в моей семье общие увлечения?

• Знаю ли я членов своей семьи – их потребности и мнения?

• Могу ли я создать в своей семье открытую и душевную атмосферу?

• Создаю ли я в своей семье надёжные условия?

• Как я могу развивать свою семейную жизнь?

2. Постановка личных конечных целей

 

2.1. Целями моей жизни являются:

1)______________________________________________________

2)___________________________________________________

3)___________________________________________________

Насколько они важны для меня и почему?

2.2. Моя главная жизненная цель должна осуществиться до 20__________ г.

Самое позднее ________________________________________________________

2.3. Какие факторы способствуют достижению моих жизненных целей?

2. 3.1. А какие препятствуют?

2.4. Каковы наиболее критические пункты в достижении моих жизненных целей?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Что я могу сделать в этом плане?

2.5. Что мне нужно задействовать для достижения моих жизненных целей – время, деньги, здоровье и т.д.?

2. 5.1. Готов ли я задействовать эти факторы или мне нужно изменить свои цели?

 

3. Частные цели и планы деятельности, способствующие достижению моих жизненных целей

 

Для достижения поставленных мною жизненных целей мне нужно поставить следующие частные цели:

3.1. В области здоровья и физического состояния:

Мероприятия_______________________________________________________

Время____________________________________________________________

Контроль (когда, как)________________________________________________

 

3.2. В области моральной мотивации:

Мероприятия_______________________________________________________

Время____________________________________________________________

Контроль (когда, как)________________________________________________

 

3.3. В области социального взаимовлияния, семейной жизни, дружеских отношений и увлечений:

Мероприятия_______________________________________________________

Время____________________________________________________________

Контроль (когда, как)________________________________________________

 

3.4. В области развития служебного поприща:

Мероприятия______________________________________________________

Время____________________________________________________________

Контроль (когда, как)________________________________________________

 

3.5. В области личного хозяйства:

Мероприятия______________________________________________________

Время____________________________________________________________

Контроль (когда, как)________________________________________________

 

3.6. В области этического развития:

Мероприятия______________________________________________________

Время____________________________________________________________

Контроль (когда, как)_____________________________________________________

 

1.3. КАКИМИ ВЫ МОЖЕТЕ СТАТЬ…

«Сколько бы нас не учили сокращать и коверкать наше бытие, что-то внутри нас стремится расширить горизонты, чтобы обеспечить себе пространство для роста и развития… Быть по-настоящему живым – значит быть приговорённым к постоянному развитию, бесконечному изменению…»

Дж. Бьюдженталь

Результаты вашей жизни. Отвлечёмся теперь от проблемы смысла дороги длиною в жизнь. И обратимся к вопросу о результатах этой самой жизни – т.е. того, чего вы в ней добиваетесь. Сразу же предупреждаю: я собираюсь подойти к этому вопросу не с прагматически-житейской (достать, получить и насладиться), но с, если можно так сказать, научной социально-психологической точки зрения, базирующейся на системном подходе. Так вот, наверное многие из вас, пусть смутно, но догадываются, что результаты нашей жизни можно подразделить на объективные – что ты сделал и получил – и субъективные – каким ты стал. Если добавить к этому ещё одно измерение – внутренние результаты (для себя) и внешние (для мира), мы получим очень интересную четырёхклеточную матрицу результатов человеческой жизни:

 

Результаты жизни Внешние Внутренние
Объективные Что ты сделал Что ты получил
Субъективные Кем ты стал Каким ты стал

 

А теперь давайте проанализируем, что же у нас получилось. Для начала подумаем о том, что счастье, к которому мы все так стремимся – это внутреннее субъективное состояние. Вы можете быть объективно и внутренне благополучны, но это ни на йоту не приблизит вас к ощущению счастья. Так, среди моих клиентов есть масса «новых русских», которые имея вовне всё, о чём только можно мечтать, глубоко несчастны внутри, и смертельно устали глушить свою несчастливость, тоску и страх делами, вещами, девочками, алкоголем, наркотиками и «прочими нехорошими излишествами». К сожалению, счастье – это такая неуловимо-субъективная «штука», что можно запросто оказаться несчастным, добившись желаемой цели (наверное, многие из вас переживали то, что я опишу: некое предвкушение счастья перед тем, как уже почти добились цели – и равнодушие, а то и разочарование сразу после того, как вы её действительно достигли: равнодушие, сопровождаемое убийственно-сакраментальными вопросами «Ну и что?» или, иначе, «И это – всё?»). И можно испытать буквально приступ счастья по совершенно пустяшному, глупому или просто аморальному поводу (например, выпив с похмелья пива или узнав, что твой соперник или недруг претерпел неудачу или, как говорится, «не промахнулся мордой в грязь»).

Что же получается? Да то, что определив главный смысл человеческой жизни как рост и развитие (органически включающий созидание), мы, похоже, не только не погрешили против истины, но даже и просто угадали её. Нет, конечно же вы вправе выбирать любую из четырёх возможностей (ибо все они по-своему ценны). Например, внешние объективные результаты человеческой жизни – те самые «пароходы, строчки и другие долгие дела»[21], помогут вам самореализоваться в деятельности и её продуктах и что-то сделать для других и общества. Внутренние объективные результаты – дом, квартира, дача, машина, материальная обеспеченность и прочее – сделают вашу жизнь комфортной и приятной. Внешние субъективные результаты – должности, почести, статус, престиж, уважение окружающих и тому подобное – так же безусловно скрасит и украсит ваш жизненный путь. Но всего этого мало, и всё это – ничто без внутренних субъективных результатов. Достижений, которые никто не может отнять и разрушить. Состояний, которые твои и только твои. Осознания того, что ты стал таким, каким мог и должен был стать.

Так какими же нам надо стать, чтобы овладеть своей жизнью и судьбой, а также развития ради? По мнению А. Айви, М. Айви и Л. Саймэн-Даунинг – как минимум, культурно-продуктивными. Данные авторы утверждают, что в основе многих концепций психологии и психотерапии лежит тема развития этой самой «продуктивности». Продуктивную (или, иначе, всесторонне развитую) личность они определяют следующим образом[22]: «Личность, действующая продуктивно, обладает чувством перспективы. Он (или она) способны вырабатывать различные стратегии поведения в данной ситуации и подходить к проблеме с различных выигрышных точек зрения. Продуктивный гармоничный индивид не связывает себя одним шаблоном поведения, а поступает в соответствии с изменившимися обстоятельствами и способен ставить перед собой долгосрочные цели».

Вы спросите, причём здесь культура? Да при том, что по мнению вышеупомянутых авторов, продуктивное существование происходит в контексте культуры, а опыт культуры и осознанности дают человеку три возможности:

1) Возможность находить максимально большое количество вариантов поведения при общении с самим собой и другими в контексте культуры.

2) Возможность применять максимально большое количество вариантов понятий, мыслей и поступков с тем, чтобы общаться с возможно большим числом людей и групп внутри собственной культуры.

3) Способность формулировать планы, действовать в соответствии с возможностями данной культуры и рефлексировать.

 

И как вам вышеописанное? По мне так никак, ибо всё это имеет отношение не к цели, а к средству. Культурно-продуктивная личность рассматривается здесь как инструмент культурно-продуктивной же жизни – т.е. достижения внешних объективных, внутренних объективных и внешних субъективных целей. Внутренние субъективные результаты человеческой жизни – рост, развитие и самосовершенствование – здесь попросту отсутствуют. А раз так, давайте начнём поиск психологических особенностей людей, которые действительно удались в этом самом внутреннем субъективном плане. Людей, которые живут в гармонии с жизнью и собственной судьбой.

Несовершенство совершенного человека. Сделать это не так-то и просто, ибо ещё отцы нейролингвистического программирования Дж. Гриндер и Р. Бэндлер, только приступив к созданию своей науки (направленной на то, чтобы делать людей совершенными) с изумлением обнаружили, что в современной психологии, психиатрии и психотерапии в общем-то практически отсутствуют развёрнутые описания психически здорового человека. Как не без ехидства отмстил Р. Бэндлер, «нынешний «Диагностический и статистический справочник – 3 (DSM-III)» содержит более 450 страниц описаний того, как люди могут быть дисгармоничны, но ни одной страницы, описывающей здоровье»[23]. Более того – даже имея некие «карты» в виде описаний «целостной» или актуализированной личности, современные душелюбы и людоведы в основу своего исследования душевного здоровья всё-таки брали болезнь. То есть изучали сломанных людей для того, чтобы понять, как их починить. Как опять-таки не без ехидства заметили вышеупомянутые отцы-основатели НЛП, это было похоже на изучение всех машин на свалке с целью понять, как заставить автомобили лучше ездить…

Ситуация не слишком изменилась за те три с небольшим десятилетия, что прошли с момента возникновения нейролингвистического программирования. И хотя появилось много новых данных о душевном здоровье человека, они всё ещё далеки от систематизации. Поэтому всё, что я предложу вам в данном разделе, может рассматриваться только как очерк, абрис, но отнюдь не целостный портрет совершенного человека.

Начнём от противного и попробуем оттолкнуться от исходного собственного несовершенства. Несовершенства, как вы, наверное, уже поняли, изначально (до программирования) совершенных людей. Лучше всего его, на мой взгляд, выразил Ф. Перлз. Позволю себе привести пространную цитату этого автора[24]:

«Современный человек живёт на низком уровне жизненной энергии. Хотя в общем он не слишком глубоко страдает, но при этом он столь же мало знает об истинно творческой жизни. Он превратился в тревожащий автомат. Мир предлагает ему много возможностей для более богатой и счастливой жизни, он же бесцельно бродит, плохо понимая, чего он хочет, и ещё хуже – как этого достичь. Он не чувствует возбуждения и пыла, отправляясь в приключение жизни.

Он, по-видимому, полагает, что время веселья, удовольствия и роста – это детство и юность, и готов отвергнуть саму жизнь, достигнув «зрелости». Он совершает массу движений, но выражение его лица выдаёт отсутствие какого бы то ни было реального интереса к тому, что он делает. Он либо скучает, сохраняя каменное лицо, либо раздражается. Он, кажется, потерял всю свою спонтанность, потерял способность чувствовать и выражать себя непосредственно и творчески.

Он хорошо рассказывает о своих трудностях, но плохо с ними справляется. Он сводит свою жизнь к словесным и интеллектуальным упражнениям, он топит себя в море слов. Он подменяет саму жизнь психиатрическими и псевдопсихиатрическими её объяснениями. Он тратит массу времени, чтобы восстановить прошлое или определить будущее. Его деятельность – выполнение скучных и утомительных обязанностей. Временами он даже не сознаёт того, что он в данный момент делает.

Эти утверждения могут показаться огульными, но пришло время, когда это необходимо высказать. За последние пятьдесят лет человек стал в гораздо большей степени понимать самого себя. Мы невероятно много узнали о физиологических и психологических механизмах, посредством которых мы поддерживаем своё равновесие под давлением постоянно изменяющихся условий жизни. Но в то же время мы не научились в равной степени радоваться себе, использовать свои знания в своих интересах, расширять и углублять своё ощущение жизни (aliveness) и роста.

Понимание человеческого поведения ради самого понимания – приятная интеллектуальная игра, приятный (или мучительный) способ убивания времени, но оно может не оказаться полезным для повседневных дел жизни. По-видимому, многое в невротической неудовлетворённости собой и нашим миром происходит из-за того, что, проглотив целиком многие термины и представления современной психиатрии и психологии, мы не разжевали их, не попробовали на вкус, не попытались использовать наше словесное и интеллектуальное знание как силу, которой оно могло бы быть.

Напротив того, многие используют психиатрические представления в качестве рационализации, в качестве способа продлевания неудовлетворительного поведения. Мы оправдываем нынешние трудности прошлым опытом, мы купаемся в своих несчастьях. Мы используем свои знания о человеке как оправдание для социально-деструктивного или саморазрушительного поведения. Вырастая из детского «Я не могу с этим справиться», мы начинаем говорить «Я не могу с этим справиться, потому что…» – потому что мама отвергала меня в детстве, потому что я не умею обходиться со своим Эдиповым комплексом, потому что я слишком интровертирован и пр.

Между тем психиатрия и психология не предназначались для того, чтобы оправдывать невротическое поведение, лишающее человека возможности жить, реализуя максимум своих способностей. Цель этих наук не просто в том, чтобы предложить объяснения поведения; они должны помочь нам обрести самопознание, удовлетворение и способность опираться на себя (self-support)».

В данной цитате Ф. Перлза содержится едва ли не важнейший (по крайней мере для целей нашей книги) момент: самоподдержки. Ибо, по мнению данного автора, зрелость (а это синоним душевного здоровья) есть переход от опоры на окружающих к опоре на самого себя. Процесс созревания – постепенный отказ от опоры на среду и переход к самоподдержке. А цель любой терапии – помочь сделать так, чтобы человек не зависел от других, и позволить ему обнаружить, что он может делать многое: много больше, чем он думал…

Мне кажется, здесь трудно что-то добавить или убавить – всё сказано недвусмысленно и чётко. И потому просто пойдём дальше, задавшись интересным вопросом: а исчерпывается ли зрелость обретением опоры на самого себя?

Самоактуализационный аспект взросления. Ответ отрицательный, ибо самоподдержка – это только одна ипостась взросления.

Другая же целиком и полностью связана с самоактуализацией. Попробую описать этот феномен, воспользовавшись данными главы «Гуманистические теории личности» уже упоминавшейся книги В. Столяренко «Основы психологии» и некоторыми другими источниками.

По сведениям данного автора (и, разумеется, не только его), главный «фокус» вышеназванной гуманистической психологии (и, соответственно, фокус её внимания) заключается в том, что в отличие от многих прочих психологических направлений (фрейдизм и т.п.), изучающих невротическую личность, в которой явно чего-то не хватает, она (гуманистическая психология) предпочитает исследовать здоровье, гармоничные личности, достигшие определённой вершины личностного развития. А, именно, той самой упоминаемой в начале самоактуализации (печально, но таковые самоактуализировавшиеся личности и составляют не более 1–4% всех людей).

Для того, чтобы пояснить, что есть самоактуализация (а заодно и как до неё добираться), А. Маслоу, один из выдающихся представителей всё той же гуманистической психологии, создал теорию иерархии потребностей человека. Согласно этой теории, потребности человека имеют иерархическую структуру и как бы состоят из следующих ступеней или уровней (перечисляю их снизу вверх):

· физиологические потребности – в еде, питье, дыхании, сексе и самозащите и т.п.

· потребности в безопасности – в «надёжности» физического и социального состояния: материальной, здоровья, обеспеченной старости, отсутствия всяческих потрясений типа войн и революций и т. и.

· социальные потребности – в любви, контактах, социальной активности и т.п.

· потребности в уважении – в уважении и самоуважении, престиже, успехе и т.п.

· потребности в самоактуализации – в самореализации, самоутверждении, осуществлении самого себя и осмыслении своего назначения в мире.

По А. Маслоу, чем выше находится уровень потребностей, тем дольше можно задерживать их реализацию, ибо с «восшествием» по иерархии жизненная необходимость потребностей непрерывно снижается (вы умрёте минуты через две, если будет не удовлетворена ваша физиологическая потребность в дыхании – но можете десятилетиями жить, даже не задумываясь о «самоактуализационной» потребности в осознании своего Предназначения). Тем более, что пока не удовлетворены низшие потребности, все вышележащие потребности являются как бы неинтересными (когда вам, например, давно и безнадёжно нечего есть, ради того, чтобы всего-навсего набить брюхо, вы можете пренебречь и безопасностью, и социальными отношениями, и уважением и самоуважением, и уж тем более – самоактуализацией). Однако, с повышением уровня актуальных потребностей увеличивается и их «мотивационная сила» – то есть возможность удовлетворить высшие подробности является более сильным стимулом активности, чем удовлетворение потребностей низших.

А. Маслоу также отмечает любопытный парадокс, описанный много ранее: то, что человек не может удержаться на одном лишь социальном уровне развития. То бишь, разумеется, неудовлетворённость низших потребностей в поддержании физиологии и безопасности закономерно приведёт к тому, что вам будет глубоко наплевать на все остальные «высшие» потребности (что и наблюдается у большинства населения нашей страны). Но если вы будете удовлетворены и своим физиологическим обеспечением, и надёжностью существования, и социальной активностью и контактами, и уважением и самоуважением, но не решите для себя вопрос о самореализации и смысле бытия, вы обязательно заработаете так называемый «невроз существования» – это когда человек не понимает, зачем он живёт и, соответственно, страдает от этого…

По А. Маслоу получается, что наше личностное развитие представляет собой своеобразный подъём по ступеням удовлетворения: сначала физиологических потребностей; потом потребностей в безопасности, далее социальных потребностей; после этого потребностей в уважении и самоуважении; и, наконец, самоактуализационных потребностей. Без этого вы никак не перейдёте на высшую (относительно) ступень развития и не станете самоактуализирующейся личностью. Но вот здесь-то нас подстерегает одна ловушка и, одновременно, возможность быстрой самоактуализации. Она – в ответе на вопрос об объёме необходимого и достаточного «материала» для удовлетворения любой из этих комплексных потребностей. Ответ этот каждый ищет сам и для себя. Возьмём, например, физиологическую потребность в еде. Скажите, а сколько вам надо, чтобы вы считали себя сытым? Ведь как гласит пословица, одному каша не сладка, а другому икра не солона. А тут ещё и «вредоносность» закона неограниченного роста материальных человеческих потребностей. Ведь всего двадцать лет назад (при наличии средств) мы были довольны, если в холодильнике имелся кусок варёной колбасы (сомнительного качества) или котлеты из хлеба и туалетной бумаги, стыдливо именуемые «домашними». А нынче (но, конечно же, при том же наличии средств) воротим от всего этого нос, предпочитая сервелат и вырезку (ах, как жаль, что вы забыли, как хреново жили ещё совсем недавно…). Получается, что удовлетворение столь необходимых для самоактуализации потребностей возможно двумя путями. Гедонистическим – буквально жри, пока не нажрёшься. Но путь этот, как вы понимаете, тупиковый, ибо человек есть такое интересное существо, которому всё мало, мало и мало… И аскетический – предполагающий сознательное самоограничение потребностей с целью быстрейшего их удовлетворения и соответствующей самоактуализации. Самоуверенный Запад в основном идёт по гедонистическому пути. Мудрый Восток – по преимущественно аскетическому. О том, где можно больше найти самоактуализирующихся личностей, наверное, говорить не надо. Россия же, как всегда, ищет некий третий путь: в промежности – ох, простите, – в промежутке между этими двумя…

Ну а если вы – гедонистически ли, аскетически ли – всё же умудритесь удовлетворить все вышепоименованные комплексные потребности, считайте, что самоактуализация у вас буквально «в кармане» (оценили игру слов?). Самоактуализирующейся личности (именно так: самоактуализирующейся, а не самоактуализированной, ибо таковым вы станете только на высших уровнях развития и бытия) присущ следующий набор весьма впечатляющих и очень даже приятных особенностей:

· полное принятие реальности и комфортное отношение к ней (это когда вы не прячетесь от жизни, а понимаете и принимаете её);

· необусловленное принятие себя и других (таковых, какие они есть, то есть безотносительно к тому, соответствуете ли вы или эти другие вашим ожиданиям и идеалам – и независимо от того, что вы получаете от себя и других);

· профессиональная (а не дилетантская) увлечённость любимым делом (в расшифровке не нуждается);

· автономность как независимость от социальной среды и чужих мнений (это, если хотите, принадлежность к самостоятельному сословию по С. Кириенко – но в полном смысле этого слова);

· способность к пониманию других людей (внимательность, доброжелательность и т.п.);

· стремление к новизне и открытость опыту (а ещё и свежесть и непредвзятость оценок);

· чёткое, но гибкое различение цели и средств, добра и зла (согласитесь, что фразу «цель оправдывает средства» придумали люди, весьма далеко отстоящие от самоактуализации);

· непосредственность и естественность поведения (равно как и скептически-насмешливое отношение ко всяческим условностям и «ритуалам»);

· великолепное чувство юмора (способность незлобиво посмеяться над всем, включая себя)

· подлинное саморазвитие, самоактуализирующее творчество – в работе, любви и просто жизни (открытое проявление своих способностей и чёткое «улавливание» потенциальных возможностей);

· готовность к осознанию проблем и трудностей, подлинному пониманию своих возможностей и конгруэнтность – соответствию содержания переживания переживаемому без искажений, вносимых туннелем реальности.

 

Только не надо думать, что самоактуализация – это всё в вашем развитии, всё, чего вы можете достичь в жизни во внутреннем субъективном плане. Это не совсем так и более того – совсем не так. Дело в том, что во-первых, самоактуализация всё-таки не устраняет все ваши внутренние и внешние конфликты, а даже просто не приводит ещё к установлению психической гармонии и нерушимого внутреннего единства (целостности). Это хорошо понимал и сам А. Маслоу, утверждавший, что «…самоактуализацию можно было бы определить как такое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или ненужных, или «ненастоящих») проблем жизни, так что он может обратиться к «настоящим» проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам, неустранимым «экзистенциальным» проблемам, у которых нет окончательного решения) – и не только обратиться, но и устоять перед ними и взяться за них. То есть самоактуализация – это не отсутствие проблем, но движение от преходящих и ненастоящих проблем к настоящим проблемам»[25].

Во-вторых, как справедливо отмечал, говоря о самореализации Р. Ассаджиоли[26], чаще всего под этим термином («самореализация») подразумевают самоосуществление – психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека. Что как раз и соответствует самоактуализации по А. Маслоу. Но тогда нужно отличать данную разновидность самореализации от другого её вида – самореализации как самопостижения: постижения себя как открытия и осознания в себе синтезирующего духовного центра Высшего Я.

Самореализация по Р. Ассаджиоли. Собственно, в этой книге я не собираюсь обсуждать с вами проблему чисто духовного роста и развития, которой так много внимания уделяет именно психосинтез. Задача у нас другая – сделать вашу судьбу успешной, что может быть достигнуто и без специальных психотехнологий постижения Высших Планов Сознания и Бытия. Однако Р. Ассаджиоли в другой своей работе[27] описывает очень интересные для нас с вами стадии самопостижения и гармоничной внутренней интеграции, с которыми я вас сейчас и познакомлю:

1. Глубокое познание своей личности.

По Р. Ассаджиоли этот этап духовного развития как бы разбивается на две задачи:

· составления своеобразной описи элементом, образующих нашу сознательную личность и

· исследование обширных областей нашего бессознательного.

2. Контроль над разумными элементами личности.

Здесь «отец» психосинтеза прежде всего рекомендует (в качестве наиболее эффективного) метод (технику) разотождествления, основанный на следующем фундаментальном психологическом принципе:

· Над нами властвует всё то, с чем мы себя отождествляем

· Мы можем властвовать над тем и контролировать всё то, с чем мы себя разотождествляем.

 

Это действительно нечто фундаментальное. Ведь каждый раз, когда мы отождествляем себя с любой своей слабостью (унынием, усталостью, раздражением или болезнью, говоря «Я в унынии», «Я устал», «Я раздражён», «Я болен») мы не только ограничиваем себя, отдаваясь на откуп этой самой слабости, но (замечание энэлпера) попросту программируем своё бессознательное на воспроизводство и усиление этого негативного состояния. Если же мы разотождествимся со своей слабостью и как бы вынесем её за скобки своего «я», сказав себе «мною пытается овладеть уныние (усталость, раздражённость или болезнь), мы, наоборот, активизируем все силы нашего бессознательного на борьбу с негативным состоянием. И бдительное «я» критично, беспристрастно и холодно рассмотрит нашу слабость, после чего, скорее всего, найдёт ресурсы для её устранения. Или, по крайней мерс, оно не будет смято и поглощено негативным состоянием, а сможет выждать, сохранив себя, до наступления благоприятного момента. Должен также отметить, что человек есть существо, которое способно отождествиться с чем угодно – от собственного больного зуба и машины до югославского конфликта и коммунистической идеи. Результат же всегда один и тот же: тем, с чем мы отождествились, мы больше не в состоянии управлять. Более того, мы даже не можем здраво его оценивать…

3. Постижение своего истинного Я – выявление или создание объединяющего центра.

На данной стадии Р. Ассаджиоли предлагает создать идеальный образ совершенной личности, соответствующий вашему масштабу, стадии развития и психологическому опыту, после чего отождествиться с нею, начав практически воплощать свой идеал в жизнь.

4. Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

А это уже некое окончательное воплощение стадии 3, когда вы, выявив или создав объединяющий центр – идеальную модель, начинаете строить вокруг него свою новую личность: внутренне согласованную и объединяющую в одно целое.

Р. Ассаджиоли предлагает следующие шаги этого построения:

· разработка плана действий и формулирование некой внутренней программы, когда вы мысленно представите цель, к которой стремитесь, и ясно осознаёте задачи, возникающие в связи с её достижением;

· переработка и использование всех имеющихся в распоряжении энергий, что, например, включает «трансмутацию» энергий негативных эмоций типа гнева и т.п.;

· развитие недостающих или недостаточно развитых для достижения выбранной цели сторон своей личности;

· согласование и самоподчинение (координация и субординация) различных психических функций и энергий во имя создания устойчивой структуры личности.

 

Характеристики устойчивой личности. Всё вышеописанное представляет собой прекрасные очерки процесса самореализации, многие положения которого будут использованы в данной книге. Однако собственно искомые нами характеристики самореализованной личности из него почти исчезли, что заставляет нас как бы вернуться с небес на землю. И вспомнить о последнем в списке черт самоактуализирующейся личности – «конгруэнтностном» – моменте самоактуализации. Дело в том, что он особо волнует представителей нейролингвистического программирования, которые тоже ищут совершенных людей – но несколько в другом плане. В НЛП под конгруэнтностью понимается согласованность всех элементов себя: Сознания и Тела, Сознательного и Бессознательного, Языка и Мыслей и т.п. Поэтому в определение самоактуализации они добавляют три характеристики устойчивой личности[28]:

· Доверие – вера в то, что Вселенная, Мир дружелюбны и благосклонны, а это значит, что как уникальный член дружественной Вселенной вы можете получить всё, что хотите, а для достижения своей цели в жизни и выполнения вашей Миссии можете использовать все имеющиеся ресурсы: как внешние, так и внутренние;

· конгруэнтность – действие именно при поддержке и согласии всех ваших возможных и опять-таки согласованных сознательных и бессознательных (и многих других) ресурсов;

· равновесие – оптимальное сочетание и соотношение разума, тела, сердца и духа (умственного, телесного, эмоционально-чувственного и духовного начал вашего «Я»).

Здесь мы вплотную подошли уже к весьма конкретному описанию опирающейся на себя, самоактуализированной и устойчивой личности. Наиболее подробный и очень интересный список входящих в это описание черт предложил Ф. Фанч. Правда, он немного слукавил и предложил его только лишь в качестве перечня неких ключевых показателей, каковые можно отслеживать по ходу продвижения клиента (напоминаю, что Ф. Фанч – известный и очень уважаемый консультант по личностному преобразованию). Не в смысле какой-то моральной оценки, а просто как список качеств, которые желательны для большинства людей.

Ниже этот список[29], но с моими изменениями и дополнениями приводится как система полярных (противоположных) описаний, где слева находится то, отчего следует уйти; справа-то, к чему надо прийти, а между этим «слева» и «справа» – отрезок пути, каковой вам надлежит пройти.

 

ТАМ Человек «Там», если вы его спросите, объяснит свои действия тем, что он ОБЯЗАН это (неважно – что) делать, потому что что-то в его прошлом или будущем (или ещё где-то) заставляет его делать это самое. Такие люди часто беспокоятся о том, что произошло, происходит или произойдёт где-то там и тогда. -3 -2 -1 0 1 2 3 ЗДЕСЬ Человек «Здесь» находится полностью здесь и теперь и сосредоточивается в основном на том, что происходит прямо сейчас, а не в прошлом или будущем. Он не тратил время, печалясь о том, что должен был сделать, вместо того, что делает сейчас – равно как и о том, что он должен делать в будущем. Люди «здесь» вполне способны работать над достижением определённого будущего, но они осознают, что их жизнь происходит здесь и сейчас.  
СЛЕДСТВИЕ Человек, стоящий на позиции следствия, обычно во всём, что с ним происходит, обвиняет кого-то другого или что-то другое. Для таких людей причина всего, что случается, обычно «где-то там». Кстати, это может выражаться и в форме обвинения себя за что-то прошлое: сделанное или не сделанное – правда, только тогда, когда это сделанное или несделанное воспринимается фатально и судьбоносно. -3 -2 -1 0 1 2 3 ПРИЧИНА Человек, стоящий на позиции причины, предполагает, что именно он играет ключевую роль в своей жизни и судьбе. Он признает, что является причиной того, что с ним происходит, и наслаждается ролью того, благодаря кому что-то и происходит. Он знает, что события создаются в текущий момент.  
ИНЕРТНОСТЬ Инертный человек не действует, если он не обязан этого делать. Если нет внешнего стимула, он просто остаётся неподвижным. Такие люди часто делают одно и то же, не получая при том никакого удовольствия от деятельности. -3 -2 -1 0 1 2 3 АКТИВНОСТЬ Подлинно активный человек наслаждается деятельностью. Он действительно активен и большую часть времени что-то осуществляет. Активность для такого человека – естественное, а не «изподпалочное» состояние. Он действует, основываясь на своих намерениях, и ему удаётся добиваться того, чтобы дела двигались в нужном направлении.  
НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ Неэффективный человек испытывает затруднения в том, чтобы что-то осуществлять. В деятельности напрягается и часто расстраивается от того, что не может получить никаких результатов. Откладывает дела на потом и по своей природе способен вносить в них беспорядок. -3 -2 -1 0 1 2 3 ЭФФЕКТИВНОСТЬ Эффективный человек способен напрямую добиваться результатов. В состоянии деятельности он скорее расслаблен, чем напряжён. Предпочитает заниматься сложившейся ситуацией и улучшает её. По своей природе превращает путаницу в порядок.  
НЕОСОЗНАНИЕ НОВОГО Человек, не осознающий нового, считает, что новое – это хорошо забытое старое, а его обучение приходит откуда-то извне. Часто не понимает чего-то, не обнаруживает ничего самостоятельно, и в основном только ждёт, чтобы что-то новое произошло. -3 -2 -1 0 1 2 3 ОСОЗНАНИЕ НОВОГО Человек, осознающий новое, умеет обучаться, просто исследуя сложившуюся ситуацию. Легко и гибко обнаруживает новое в процессе непрерывного обнаружения чего-то. Признаёт и понимает, что своё обучение создаёт самостоятельно.  
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ Приспосабливающийся человек предпочитает, чтобы дела шли по-старому. Старается «вписаться» и делать то, что от него ожидают и что общепринято. Скучает, если ему не предлагают то, чем можно заняться. Не выступает с новыми идеями, а если его к этому всё-таки принуждают, пытается построить или создать нечто с помощью логики. -3 -2 -1 0 1 2 3 ТВОРЧЕСТВО Действительно творческий (не важно, в чём) человек предпочитает действовать по-новому или по-другому, добавляя уникальную ценность во всё, что делает, и улучшая это. Сам создаёт свой интерес к чему-то и считает любую деятельность игрой или возможностью развлечься. С готовностью и без особых причин выступает с новыми идеями или предложениями.  
БУКВАЛИЗМ Буквальный человек согласен реагировать только на то, что он осознаёт и может объяснить логически. Он обычно отрицает полезность всего, что получено без помощи логического анализа (предчувствия, интуиции и т.п.), и часто буквально воспринимает слова, метафоры и символы. -3 -2 -1 0 1 2 3 ИНТУИЦИЯ Интуитивный человек умеет принимать импульс, даже если он нелогичен и как бы пришёл ниоткуда. Он чутко реагирует на восприятия, приходящие с различных уровней бытия и сознания – даже если они под- или сверхсознательны и не поддаются логическому объяснению.
ОЦЕНИВАНИЕ Оценивающий человек реагирует на другие точки зрения, оценивая их. Обычно в каждый момент времени придерживается только одной точки зрения и старается защищать свои взгляды. -3 -2 -1 0 1 2 3 ПРИНЯТИЕ Принимающий человек открыт ко многим разным точкам зрения. Может одновременно охватывать различные взгляды на что-то. Не нуждается в оценивании точек зрения, отличающихся от его собственной, и обязательном отстаивании своих взглядов.
НЕЧЕСТНОСТЬ Нечестный человек не обязательно врёт, но часто скрывает или искажает правду. По самой своей природе предпочитает формулировки, которые скрывают истину. Уходит от прояснения не наилучших или невыгодно его представляющих ситуаций. Старается отсоединить внешнюю формулировку от внутреннего содержания информации. -3 -2 -1 0 1 2 3 ЧЕСТНОСТЬ Действительно честный человек охотно и легко признаётся сам себе и другим в том, что является правдой. По самой своей природе выискивает самую истинную оценку из известных. Движется к прояснению ненаилучших или невыгодно его представляющих ситуаций. Старается доискаться истины на любых её уровнях.
ЗАКРЫТОСТЬ Закрытый человек почти не выражает эмоций или выражает неизменную эмоцию, за исключением разве что редких вспышек. Подавляет реакции на обстоятельства, и другим не ясно, что он чувствует насчёт ситуации. -3 -2 -1 0 1 2 3 ОТКРЫТОСТЬ Открытый человек естественно выражает эмоции и использует разные эмоции, соответствующие различным обстоятельствам. Реагирует на ситуации, чувствуя что-то и выражая это. Эмоции у такого человека – это гибкая реакция на жизнь, а его эмоциональное состояние довольно очевидно для других.
ЗАМКНУТОСТЬ Замкнутый человек не молчун, но имеет опасения и сомнения насчёт общения с другими. Часто считает, что общение приводит к стрессу и психологическому напряжению. -3 -2 -1 0 1 2 3 ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ Действительно общительный человек не болтун, но он может общаться с кем угодно и о чём угодно – расслабленно и открыто.

 

Масштабы сфер жизни. А теперь о том, почему я упрекнул Ф. Фанча в лукавстве. Дело в том, что ещё до этого вышеприведённого списка, в той же своей книге[30], он предложил понятие «состояния развития», каковое показывает то, насколько широка область, в которой личность может демонстрировать свою ясность, гибкость, ответственность, творчество, отсутствие автоматических реакций и понимание реальных ощущений.

Безусловно, это очень интересный (и весьма продуктивный) подход к определению уровня развития человека – по масштабу «игрового поля» личности и её способности справляться со своей игрой на этом расширяющемся «поле». В основу здесь положено понятие «сферы ясности» – т.е. масштабов сферы жизни, каковые может охватить человек. Впрочем, вы все сейчас поймёте сами из пространной цитаты из уже в третий раз упоминаемой книги Ф. Фанча[31].

«Можно разделить всю жизнь на сферы разных масштабов. Можно охватывать всё более и более широкие сферы влияния, начиная с индивида, пока не дойдём до бесконечной совокупности всего вместе взятого. Можно представить это в виде концентрических окружностей. Каждый следующий круг включает в себя предыдущий, меньший круг. Такое разделение жизни можно осуществлять по-разному.

Сферы ясности по Ф. Фанчу

Личная сфера – Отдельная личность и всё, что относится к поддержанию индивидуального существования. Сюда входят: тело человека, его имя, имущество, личные интересы и вкусы.
Сфера взаимоотношений – Взаимодействие между двумя или более индивидами, близкими друг к другу. Сюда входят: дружба, брак, семья, а также временные связи и взаимообмен между индивидами.
Сфера группы – Несколько людей, объединяясь, образовывают групповую деятельность. Это могут быть фирма, клуб, общее дело или любое другое объединение, постоянное или временное. Группа приобретает свою собственную жизнь, большую, чем движение её участников.
Сфера общества – Большие группы людей, совместно существуя по соседству друг с другом, образовывают общества. Общества могут состоять из многих разнообразных групп и с разными интересами. Вместе они более или менее расплывчато образуют национальную самобытность. Страна – это сфера общества.
Планетарная сфера – Вся система планеты является планетарной сферой. Сюда входят общества и всё, что существует в сфере планеты. Кроме того, к ней относятся забота об экологии, а также всё необходимое для того, чтобы справляться с совместным существованием разнообразных групп и видов в замкнутой системе. Наша система – планета Земля.
Сфера звезды – Планеты входят в солнечные системы. Здесь затрагиваются вопросы взаимодействия между разными планетами, путешествие за пределы сферы планеты и забота о жизненном цикле своей звезды. Мы находимся в солнечной системе звезды «Солнце».
Сфера галактики – Множество звёздных систем образуют вместе галактики, которые также имеют свои долгосрочные творческие циклы. Звёзды рождаются и умирают. Цивилизации возникают или распадаются. Мы находимся на окраине галактики под названием «Млечный Путь».
Сфера Вселенной – Всё, что существует в одном пространственно-временном континууме, образует Вселенную. Даже у Вселенной есть циклы, расширения и сужения. Всё в ней так или иначе взаимосвязано.
Сфера измерений – Есть много других вселенных в разных измерениях, которые существуют на разных частотах вибрации. Можно путешествовать между ними или осознать своё многомерное существование в них. Вместе все эти измерения образуют то, что можно назвать «Большой Вселенной».
Всеобъемлющая сфера – Совокупность всего существующего, включая творческий потенциал создать всё, что угодно, является самой широкой сферой. Её можно назвать «Всё-что-есть». В то время как все другие сферы ограничены и раздроблены. Всеобъемлющее по своей природе целостно и совершенно».

 

Возможно, «космичность» «ясностей» с шестой по одиннадцатую несколько смутила вас своей масштабностью и, в подлинном смысле этого слова, эзотеричностью (эзотерический – это буквально «внеземной»). Но, как пишет Ф. Фанч, даже состояние полной ясности – вовсе не утопия, и есть люди, которые его достигли. Люди (люди?), которые всегда знают, что им делать и у которых всегда всё получается…

 

Модель душевной зрелости. А теперь последняя модель совершенной личности – душевной зрелости. Я создал её сам, причём вначале – с достаточно узкоутилитарными целями описания нейросоматического здоровья для своей книги «Исцеление с помощью НЛП». Однако вскоре выяснилось, что она охватывает несколько больший объём психической жизни человека, чем изначально предполагалось. Согласно этой модели, жизнь и взросление человека представляет собой (в психологическом плане) процесс перехода От некоторых исходных реалий бытия К новому их содержанию – от патологии обыденной жизни к освоению пространства собственной жизнедеятельности через психологический рост и созревание. Описание того, от чего мы идём и к чему придём, приведено в следующей таблице и на рис. 7.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.