МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ТЕМА №3. Сущность и типы государства. Основные проблемы современного понимания государства. Закономерности исторического движения и функционирования государства и права





В отечественной теории государства и права принято выделять следующие признаки государства:

1. Территория. Характерным признаком всех догосударственных форм общественного устройства была неопределенность территориальной организации. Границы территории родоплеменной общины были весьма условны, что порождало постоянные конфликты между соседними общинами. Боле того, первобытное племя по мере истощения природных ресурсов могло сниматься с обжитых мест и перемещаться в местности, более богатые пищей, водными и лесными богатствами.

Что же касается государства, то его отличает наличие четко определенных относительно стабильных внешних границ и внутреннего административного деления.

2. Публичная власть.При родовом строе власть осуществлялась самими общинниками, участвовавшими в совместном труде, ведении добывающего хозяйства. Управление делами общины не было закреплено за особым слоем людей, не составляло чьей-либо профессии. Оно осуществлялось лицами, выбранными членами общины, рода в соответствии с их заслугами. В отличие от родового строя для государств характерно возникновение и наличие, по выражению Ф.Энгельса, «особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны». Иначе говоря, государство, наряду с органами, издающими законы, выносящими решения и отдающими приказы, обязательно обладает особым аппаратом управления (учета, исполнения, контроля и надзора), а также особым аппаратом принуждения (и защиты общества), - выделенными из общества, существующими специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть представлена особыми отрядами вооруженных людей (армия, гвардия, полиция), тюрьмами, судами и другими принудительными учреждениями, а также аппаратом чиновников.

Для характеристики публичной власти часто используют два термина «легальность» и «легитимность». Ввиду того, что в переводе оба термина обозначают «узаконение», в обиходе и в научной литературе их употребляют весьма часто как синонимы (например, говоря о легитимности акта, подразумевают его юридическую обоснованность). Между тем возможно и более узкое понимание этих терминов, при котором под легальностью следует понимать юридическую правомерность возникновения, организации и деятельности власти. А под легитимностью – фактическое признание власти, ее действий населением, степень их одобрения.

3. Налоги.Для содержания публичной власти стали необходимы средства, которые возникшее государство собирало в виде обязательных сборов с граждан – дань, налоги, подати. Такие сборы средств на нужды управления не были известны родовому строю, где не существовало особого аппарата управления и подавления, где каждый участвовал и в управлении, и в производстве материальных благ. В современных государствах кроме содержания государственного аппарата, армии, налоги нужны и для финансирования общесоциальных программ.

4. Суверенитет.Важнейшим признаком государства, отличающим его от иных форм общественной организации, является суверенитет. Государственный суверенитет означает самостоятельностью, независимость государства в осуществлении им своей политики как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях, при условии уважения суверенитета других государств. В широком толковании термин суверенитет означает также верховенство власти государства внутри страны.

5. Связанность правом.Признаком, отличающим государство от догосударственных форм общественной организации, является создание правовых норм. Под правом понимаются общеобязательные правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов, судебных решений и других актов государственной власти. Характерными признаками права, отличающими его от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций), являются общеобязательность его предписаний, обеспеченность специальными принудительными мерами в случае их нарушения, распространение их действия на неопределенный круг субъектов, а также санкционирование его норм государством. Лишь государство в виду того, что закрепляет и охраняет от посягательств общеобязательные правила поведения, возвышается над иными участниками политической жизни общества. Например, лишь государство имеет право на легальное применение силы.

По поводу сущности государства в отечественном правоведении преобладал классовый подход, согласно которому сущностью любого государства было выявление того, какой класс стоит у «руля управления» обществом. При этом не отрицалось, что по мере развития и совершенствования общественных отношений, повышении производительности труда и консолидации населения страны сущность государства постепенно меняется, т.е. государство определялось как аппарат, машина в руках господствующего класса для подавления своих классовых противников.

Современная наука более широко подходит к вопросу об определении сущности государства. На сегодняшний день кроме классового подхода существуют и иные теории, пытающиеся по-своему ответить на вопрос о том, какова сущность государства (теория плюрализма, технократическая теория, теория элит, юридический подход и пр.).

Попытки дать полное, всеобъемлющее определение понятия государства предпринимались давно и неоднократно.

Однако сам термин «государство» в современном понимании вошел в обиход лишь в XVI веке, до этого говорили о полисе, стране, республике, империи, но не о государстве. Известный итальянский политик, философ, Николо Макиавелли первый применил термин «stato» для обозначения политически организованного общества. Его взгляды изложены в работе «Государь», где раскрыта идея о том, что государство – это власть, сосредоточенная у одного (правителя) и осуществляемая над остальными членами общества.

Анализ определений государства, предлагаемых различными теориями, позволяет выделить несколько ключевых слов-понятий: 1.организация; 2.власть; 3.воля; 4. союз людей.

Государство –это особая организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, отражая и согласовывая интересы различных слоев населения, руководит обществом на основе социального компромисса.

Тип государства – это совокупность тесно взаимосвязанных черт государства, соответствующих выбранному критерию.

В отечественном правоведении наибольшее внимание уделялось историческим типам государства. Исторический тип государства – это категория, обозначающая совокупность исторических и социальных признаков, отличающих одну группу классифицируемых государств от другой.

Наиболее полно исторические типы государства охарактеризованы в рамках формационного подхода к типологии государств. Его авторами являются К.Маркс и Ф.Энгельс. В своей работе «К критике политической экономии» К.Маркс утверждал, что в процессе общественного производства люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Формация (ОЭФ) – ступень развития общества с определенной системой производственных отношений.

Выделяя азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства как прогрессивные эпохи экономической общественной формации, К.Маркс полагал, что буржуазной общественной формацией завершается предистория человеческого общества. В другой работе «Наемный труд и капитал» К.Маркс рассматривал античное общество, феодальное общество, буржуазное общество как особые ступени в историческом развитии.

В 30-ые годы XX века сторонники марксистских взглядов считали, что история в своем поступательном развитии проходит пять качественно своеобразных этапов – общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, первой фазой которой является социализм. Переход от одной формации к другой (следовательно, от одного типа государства к другому) происходит посредством социальных революций.

История государств в целом повторяет историю обществ, проходя те же ступени. Тип государства и соответственно права обозначался их принадлежностью к той или иной общественно-экономической формации[1]. Однако для первой и последней общественной формации нет соответствующего типа государства. Объяснялось это тем, что в первобытном обществе государство еще отсутствовал, а при коммунизме и государство и право отомрут как ненужные высоко моральному, коммунистически организованному обществу.

Цивилизационный подход.Одним из представителей этого подхода был английский историк Арнольд Джон Тойнби (1889-1975). Его взгляды испытали на себе влияние работы О.Шпенглера «Закат Европы». В своей работе «Постижение истории» Тойнби подтверждает идею Шпенглера о невозможности существования единой, универсальной общечеловеческой культуры. Цивилизация по Тойнби – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных и иных признаков. Отличаются друг от друга цивилизации прежде всего достижениями материальной и духовной культуры. Так, египетская цивилизация отличается от вавилонской, римская от индусской, христианско-православная от западной и т.д. История цивилизаций напоминает развитие человека: цивилизации возникают, развиваются, стареют, умирают.

«История человечества – история развития свободы» - именно эта идея положена в основу либертарно-юридическогоподхода.

По мнению Гегеля существует четыре всемирно-исторических типа царств: 1) восточное, 2) греческое, 3) римское, 4) германское. С их сменой происходит и смена соответствующих форм государства. Если восточному царству соответствует теократия (свобода одного), греческому и римскому – демократия или аристократия (свобода некоторых), то германскому типу соответствуют монархии с представительной системой, обеспечивающие свободу всех.

Вслед за Гегелем В.С.Нерсесянц полагает, что типы государства и права – это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы ее прогресса.

1 тип государств – этические государства Древнего мира. Под регулирующее воздействие государства и права попадали лишь индивиды определенной национальности. Именно принадлежность к «титульной нации» гарантировала не только известную меру свободы, но и возможность быть субъектом права, в то время как несвободные считались объектами права.

2 тип – сословное государство средних веков. В нем свобода носит характер сословных ограничений и привилегий. Человек является субъектом права не потому, что он человек, а потому, что принадлежит к тому мили иному сословию. Внутрисословное равенство сочетается с огромным межсословным неравенством.

3 тип – государство и право индивидуалистического типа. После эпохи буржуазных революций человек стал рассматриваться как субъект права лишь потому, что он индивид, а не как член этноса или сословия.

4 тип – гуманитарно-правовой тип, в котором человек является носителем прирожденных и неотчуждаемых прав, составляющих основу действующего позитивного права, устанавливаемого государством.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.