Семинарское занятие № 21 (с применением интерактивных технологий) (4 часа) Тема 3.6 Правовое государство. Принцип разделения власти. Социальное государство. Гражданское общество План 1) Понятие и условия формирования правового государства. 2) Принципы и признаки правового государства. 3) Принцип разделения властей. 4) Понятие и характеристика социального государства. 5) Понятие и условия формирования гражданского общества. 6) Признаки и структура гражданского общества. Дискуссия на тему «Формирование правового государства и гражданского общества» (2 часа) Первый этап: постановкапроблемы для обсуждения – Понятие и проблемы формирования правового государства и гражданского общества (1ч). Вопросы проблемы для обсуждения: 1) Признаки, отличающие правовое государство. 2) Условия формирования правового государства. 3) Признаки, отличающие гражданское общество. 4) Условия формирования гражданского общества. 5) Взаимосвязь правового государства и гражданского общества. Правила проведения группового обсуждения: 1) В обсуждении участвуют все студенты учебной группы. 2) Задаются рамки обсуждения вопросов проблемы. 3) Ведется алгоритм выработки общего мнения. 4) Назначается лидер из группы студентов, руководящий ходом группового обсуждения. Второй этап:выработка группового решения совместно с преподавателем (1ч). 1) Участвуют все студенты группы. 2) Выносится общее групповое решение по выдвинутой проблеме совместно с преподавателем. Контрольная работа № 21. Литература 1. Рекомендуемая учебная литература (основная) 1) Теория государства и права : учебник / отв. ред. А. В. Малько. – М. : КноРус, 2011. – 400 с. 2) Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник / В. Д. Перевалов. – М. : Юрайт, 2013. – 428 с. 2. Рекомендуемая учебная литература (дополнительная) 1) Венгеров, А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. – М. : Омега-Л, 2010. 2) Иванов, А. А. Теория государства и права : учеб. пособие / А. А. Иванов ; под ред. В. П. Малахова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и порядок, 2009. – 351 с. 3) Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права : учебник / М.Н. Марченко. – М. : Проспект, 2008 . – 756 с. 4) Проблемы общей теории права и государства : учебник / под общ. ред. В.С. Нерсесянца . – М. : Норма, 2008 . – 813 с. Семинарское занятие № 22 (с применением интерактивных технологий) (4 часа) Тема 3.7 Воздействие государства и права на политику, экономику, культуру План 1) Понятие политики. Сферы и пределы воздействия государства на политику. 2) Понятие экономики. Сферы и пределы воздействия государства на экономику. 3) Понятие культуры. Сферы и пределы воздействия государства на культуру. 4) Последствия излишнего или недостаточного воздействия государства на политику, экономику и культуру. 5) Роль общества в определении пределов необходимого воздействия государства на политику, экономику и культуру. 6) Формирование системы прав и свобод человека в зависимости от воздействия государства на политику, экономику и культуру. Диспут (2 часа) Диспут предполагает проведение состязательной дискуссии, в которой выдвигаются противоречивые тезисы, в защиту которых приводятся аргументы и контраргументы. Имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы. Преподаватель выполняет роль судьи, арбитра. Он также направляет дискуссию, оценивает приведённые аргументы в защиту той или иной позиции. Одним из основных моментов данной формы проведения занятия является способность аргументировать и отстаивать свою позицию, логически её выстраивать. Таким образом, предполагается коллективное обсуждение отдельных вопросов по теме семинарского занятия. Вопросы, выносимые на обсуждение: 1) Направления воздействия государства на политику, экономику и культуру. 2) Значение ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ с точки зрения формирования политики государства в сфере управления, экономике и культуре. 3) Роль общества в определении воздействия государства на политику, экономику и культуру. Студентам заранее выдаются тезисы по представленным вопросам. В виде домашнего занятия они подготавливают аргументацию «за» и «против». На занятии сначала осуществляется обсуждение общих вопросов, а потом – диспут. Студенты выражают свои аргументы по спорным позициям. Путём обсуждения вырабатывается общее мнение. Контрольная работа № 22 Литература 1. Рекомендуемая учебная литература (основная) 1) Теория государства и права : учебник / отв. ред. А. В. Малько. – М. : КноРус, 2011. – 400 с. 2) Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник / В. Д. Перевалов. – М. : Юрайт, 2013. – 428 с. 2. Рекомендуемая учебная литература (дополнительная) 1) Теория государства и права : учебник / отв. ред. А.В. Малько . – 4-е изд., стер. – М. : КноРус, 2011 . – 400 с. 2) Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А. Б. Венгеров. – М. : Омега-Л, 2010. 3) Теория государства и права [Электронный ресурс] : электронный учебник / под ред. А. В. Малько. – М. : КноРус, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) . 4) Хропанюк, В. Н. Теория государства и права : учебник / В. Н. Хропанюк ; под ред. В. Г. Стрекозова. – М. : Омега-Л : Интерстиль, 2008 . – 348 с. |