УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ СЛУХА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ Современный уровень развития аудиологии и оснащенности сурдологических центров и кабинетов различным диагностическим оборудованием позволяет применять комплексную диагностику патологии слуха с использованием субъективных и объективных методов исследования. Однако принятие адекватного решения требует систематизации полученных при этом данных. Наиболее часто в практике используются психоакустические методы исследования слуха. Они составляют основу аудиометрии, но в ряде случаев недостаточны или малоэффективны — при оценке слуховой функции новорожденных, умственно отсталых и больных с нарушением психики. В этих случаях обращаются к объективным методам исследования, основанным на регистрации биоэлектрических ответов слуховой системы на звуковые сигналы. При исследовании слуховой функции обязательны следующие условия: 1. Обследование необходимо проводить в звукоизолированном помещении при уровне окружающего шума не более 35 дБ. 2. Исследуемый не должен видеть шкалы прибора. 3. Обследование проводит специалист — аудиолог, сурдолог, слухопротезист. 4. Необходимо создать спокойную и доброжелательную обстановку, так как излишнее волнение обследуемого может отрицательно сказаться на результатах. 5. При заполнении анкетных данных и объяснении порядка исследования слуха у людей, имеющих значительное его снижение, для достижения лучшего контакта желательно использовать звукоусиливающую аппаратуру. 6. При обследовании взрослых, имеющих тяжелую потерю слуха, вопросы желательно сопровождать письменными текстами стандартных фраз. Например: «Как вас зовут?» «Как ваша фамилия?» и т.д. 7. Для установления лучшего контакта с человеком, не владеющим разговорной речью, возможно использование дактильной азбуки и жестового языка. 8. Инструктаж обследуемого об особенностях исследования про водится непосредственно перед выполнением каждого нового теста. 9. При обследовании людей, у которых нарушена разборчивость речи, что затрудняет речевой контакт исследователя с больными, желательно помещать перед ними отпечатанный текст задания. 10.При выполнении отдельных методик аудиометрии необходимо придерживаться единого способа подачи сигнала: от неслышимого к слышимому и наоборот (чаще применяется первый способ). 11.Вначале пороговая тональная аудиометрия выполняется полностью без маскировки, а затем решается вопрос о необходимости маскировки на том или ином этапе. 12.Общая продолжительность аудиометрического обследования не должна превышать 60 минут, так как при утомлении ослабляется внимание к исследованию и может развиться слуховая адаптация. Порядок обследования. Обследование состоит из определенных последовательных этапов: 1. Заполнение паспортной части аудиограммы. 2. Исследование слуха шепотной и разговорной речью. 3. Пороговая тональная аудиометрия по воздушному проведению. 4. Аудиометрический опыт Вебера. 5. Пороговая тональная аудиометрия по костному проведению. 6. По мере необходимости у отдельных обследуемых пороговая тональная аудиограмма на худшем по слуху ухе Повторяется с маскировкой (впоследствии речевая аудиометрия у них также выполняется с маскировкой). 7. В зависимости от цели и задачи исследования проводится надпороговая тональная аудиометрия; выбор теста зависит от данных пороговой тональной аудиометрии. 8. Определение 50 %-ного порога разборчивости теста числи тельных по воздушному проведению (Е. М. Хоршак — речевая аудиометрия). 9. Определение состояния разборчивости речи (Г. И. Гринберг и Л. М.Зиндер — речевая аудиометрия у взрослых, А. М.Ошерович — у детей 3 — 7 лет и 7—14 лет). 10.Определение 50 %-ного порога разборчивости теста числи тельных по костному проведению (используется редко). 11.Комплекс окклюзионных проб для контроля правильности полученных аудиометрических данных (опыты Бинга, Федеричи и феномен окклюзионной аутофонии Е. М.Хорцщка).' 12.Перепроверка сомнительных результатов исследования в целом или отдельных их показателей. 13.Анализ результатов аудиометрического обследования с по следующим описанием аудиограммы и аудиологическим заключением. |