МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Классификация технологий обучения





 

Как уже отмечалось, На сегодняшний день нет четко зафиксированной классификации технологий обучения, однако выделены две градации - традиционная и инновационная

- технологии обучения. А. Я. Савельев (НИИ высшего образования) предлагает следующую классификацию образовательных технологий:

• по направленности действия (ученики, студенты, преподаватели и т.д.);

• по целям обучения;

• по предметной среде (гуманитарные, естественные, технические дисциплины и т.д.);

• по применяемым техническим средствам (аудиовизуальные, компьютерные, видеокомпьютерные и т.д.);

• по организации учебного процесса (индивидуальные, коллективные, смешанные);

• по методической задаче (технология одного предмета, средства, метода).

 

В данном контексте, говоря о технологии обучения, авторы подразумевают

технологию обучения студентов инженерного вуза, приводя в таблицах широкий

спектр методов и средств обучения. Что касается разработки содержания

дисциплины, выбора форм организации учебного процесса и форм контроля, то

нагляднее всего эти стадии (шаги) педагогического проектирования

продемонстрировать на примере модульного обучения

3. Модульное построение содержания дисциплины и рейтинговый контроль

 

Очевидно, что Содержание учебной дисциплины отличается от содержания соответствующей области науки и качественными и количественными параметрами. Для учебного курса отбираются базисные знания; прикладные аспекты курса разрабатываются с учетом специальности, т.е. курс профилируется; кроме того, выполняющий учебные задачи курс соответствующим образом структурируется.

Базисные знания: под базисом следует понимать совокупность основных наиболее крупных педагогических целей преподавания курса. Они составляют как бы своеобразное ядро, которое связывается в единое целое посредством методов преподавания, образующих тесно примыкающую к ядру оболочку. Базис в значительной мере переплетается с короной, состоящей как из значительных педагогических задач, наполняющих базисные элементы содержанием, так и из более мелких понятий, навыков, умений и т.д.

Для удобства понимания принцип ядра можно продемонстрировать на примере физики (схема 6.4). В ядро базисных знаний по

физике входят: понимание физической картины мира, навыки экспериментальных

измерений, задел специальных знаний, необходимых для изучения общенаучных и

специальных дисциплин. Оболочку представляют лекции, лабораторные работы и

упражнения. Все элементы базиса инвариантны и должны присутствовать (хотя и в

разной степени) в курсах для любого типа физического образования в вузах.

Наиболее подвижны элементы короны. В зависимости от типа образованности и

конкретной специализации часть этих элементов может быть изменена или

отвергнута. В "корону" могут входить математические модели, методы их

составления и исследования, неспецифические приемы решения задач, физические

расчеты, методы измерений и обработки результатов. Ядро и корона наполняют

оболочку конкретным содержанием.

 

Задача современных образовательных технологий - это усиление фундаментальной подготовки, дающей обучаемому умение выделить в конкретном предмете базисную инвариантную часть его содержания, которую после самостоятельного осмысления и реконструирования он сможет использовать на новом уровне, при изучении других дисциплин, при самообразовании.



Для российского образовательного пространства характерна недостаточная интеграция, «замкнутость» отдельных дисциплин, мешающая приобретению системных знаний и фундаментализации образования. Блочное расположение курсов в учебных планах, введение междисциплинарных экзаменов способствуют усилению межпредметных связей, формированию системного подхода к обучению. При проектировании содержания дисциплины в последнее время наметилась тенденция выделять из базиса дисциплины ее понятийную базу - тезаурус, в котором должны быть представлены основные смысловые единицы. Их следует систематизировать по элементам научного знания и давать по разделам курса в виде перечней, отражающих вехи его содержания.

 

Для естественнонаучных дисциплин это должны быть:

 

• термины;

• понятия-явления, свойства, модели, величины;

• приборы и устройства;

• классические опыты.

 

Следует особо выделить математический аппарат, необходимый для описания

механизмов протекания явлений.

 

Базис дисциплины, представленный в виде таких перечней, усваивается обучаемым

как система знаний. Перечни способствуют объективизации методологического

знания, делают его предметом осознанного усвоения. Наличие понятийной базы

упрощает составление единых требований ко всем формам контроля и облегчает

разработку требований к междисциплинарному экзамену. Понятие базисного

содержания дисциплины неразрывно связано с понятием учебного модуля, в котором

базисные содержательные блоки логически связаны в систему.

 

Модуль - логически завершенная часть учебного материала, обязательно

сопровождаемая контролем знаний и умений студентов. Основой для формирования

модулей служит рабочая программа дисциплины. Число модулей зависит как от

особенностей самого предмета, так и от желаемой частоты контроля обучения.

Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля. Чем

крупней или важней модуль, тем большее число баллов ему отводится. Контроль по

модулям обычно производится 3-4 раза в семестр, в него входят зачет или экзамен

по курсу.

 

Модуль содержит познавательную и учебно-профессиональную части. Первая формирует

теоретические знания, вторая - профессиональные умения и навыки на основе

приобретенных знаний. Соотношение теоретической и практической частей модуля

должно быть оптимальным, что требует профессионализма и высокого педагогического

мастерства преподавателя.

 

В основу модульной интерпретации учебного курса должен быть положен принцип

системности, предполагающий:

 

• системность содержания, т.е. то необходимое и достаточное знание (тезаурус),

без наличия которого ни дисциплина в целом, ни любой из ее модулей не могут

существовать;

• чередование познавательной и учебно-профессиональной частей модуля,

обеспечивающее алгоритм формирования познавательно-профессиональных умений и

навыков;

• системность контроля, логически завершающего каждый модуль, приводящая к

формированию способностей обучаемых трансформировать приобретенные навыки

систематизации в профессиональные умения анализировать, систематизировать и

прогнозировать инженерные решения.

При модульной интерпретации учебной дисциплины следует установить число и

наполняемость модулей, соотношение теоретической и практической частей в каждом

из них, их очередность, содержание и формы модульного контроля, график

выполнения проектного задания (если оно предусмотрено планом), содержание и

формы итогового контроля.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.