Психология жизненного пути                                                                                         1. Понятие жизненного пути.                  Жизненный путь – наиболее широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти.                  Ни одно жизненное событие не может быть понято без соотнесения его с:                  1. Хронологическим возрастом индивида                  2. Его когортной принадлежностью                  3. Исторической эпохой и календарной датой события                  4. Личностным смыслом этого события для субъекта                  Жизненный путь характеризуется многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития.                  Последовательные этапы рождения, роста, созревания и смерти в естественной науке принято описывать понятием онтогенез.                  Онтогенез – формирование основных структур психики человека в течение его детства. Основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и общение человека.                  Развитие – направленные, закономерные и необратимые изменения во времени.                  Развитие психики, как и развитие личности происходит неравномерно, гетерохронно.                  Факторы развития психики:                  1. Наследственность                  2. Среда                  3. Активность личности                  Развитие – процесс закономерный. Отдельные структуры психики развиваются с разной степенью интенсивности в разные периоды жизни.                  В соответствии с изменяющимися структурами, можно говорить о физическом, умственном, эмоциональном, нравственном развитии.                  Процесс развития личности подразделяется на возрастные периоды.                  2. Возрастные периоды развития.                  Возраст -качественно своеобразный период развития, характеризующийся присущими только ему одному особенностями.                                                          | Возрастные периоды развития (Эльконин) |                                                             | Хронологические рамки |                      Название периода |                      Задача возраста |                      Ведущая деятельность |                                                             | Название |                      Тип |                                                             | 0 - 1 года |                      Младенчество   |                      Развитие эмоциональной сферы |                      общение |                      А |                                                             | 1 - 3 лет |                      Раннее детство   |                      Усвоение сенсорных эталонов и способов действия с предметами окружающей среды |                      Предметно – манипулятивная |                      Б |                                                             | 3 – 6 лет |                      Дошкольный возраст   |                      Усвоение социальных ролей и норм взаимоотношений с людьми |                      Игра |                      А |                                                             | 7 – 10 лет |                      Младший школьный возраст   |                      Формирование навыка учебной деятельности |                      Учебная деятельность |                      Б |                                                             | 10 – 15 лет |                      Подростковый возраст |                      Формирование собственной системы ценностей, мировоззрения |                      Общение со сверстниками |                      А |                                                             | 15 – 17 лет |                      Ранняя юность   |                      Профессиональное самоопределение |                      Учебно – профессиональная |                      Б |                                                             | 18 – 25 лет |                      Поздняя юность   |                      Личностное самоопределение. |                      Трудовая деятельность |                      А |                                                             | 21 – 25 лет |                      Зрелость (ранняя)   |                      Реализация внутреннего потенциала личности. |                        |                      Б |                                                             | 25 – 40 лет |                      Зрелость (средняя)   |                        |                        |                                                             | 41 – 55 лет |                      Зрелость (поздняя) |                        |                        |                                                        Для каждого возрастного периода характерна своя ведущая линия развития. В связи с этим выделяются синзитивные (чувствительные) периоды развития.                  Смена возрастных периодов происходит революционно, в ходе преодоления возрастного кризиса.                  Возрастной кризис –                  Результатом кризиса всегда является новообразование психики (например, кризис одного года – прямохождение, подросткового возраста – самостоятельность). Благодаря кризисам происходят качественные скачки в развитии психики.                  3. Психологические особенности юности.                  Юность – период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни.                  Самоопределение – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Профессиональное самоопределение, как правило, происходит в юношеском возрасте (и является основной задачей данного возраста).                  Переоценить значение юности сложно, поскольку она является непосредственным трамплином, отталкиваясь от которого, человек переходит во взрослую жизнь, и от того, насколько эффективно используется потенциал этого возраста, зависит потенциал развития человека в целом, тот пик в развитии, которого ему удастся достичь.                  Обычно принято выделять два хронологических отрезка юности:                  § Ранняя юность – 15-18 лет                  § Поздняя юность – 18-23 лет                  Характерные признаки юности:                  ü Завершение процессов физического созревания                  ü Развитие самосознания                  ü Формирование профессионального самосознания – основная задача развития.                  ü Формируются профессиональные и познавательные интересы                  ü Потребность в труде                  ü Способность строить жизненные планы                  ü Способность к общественной активности                  ü Преодолевается зависимость от взрослых, утверждается самостоятельность                  ü Нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей                  ü Формируется нравственное сознание                  ü Вырабатываются ценностные ориентации, идеалы, устойчивое мировоззрение, гражданские качества.                  ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ СВОБОДЫ:                                                                                                                                                                                  |