Психология жизненного пути 1. Понятие жизненного пути. Жизненный путь – наиболее широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Ни одно жизненное событие не может быть понято без соотнесения его с: 1. Хронологическим возрастом индивида 2. Его когортной принадлежностью 3. Исторической эпохой и календарной датой события 4. Личностным смыслом этого события для субъекта Жизненный путь характеризуется многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития. Последовательные этапы рождения, роста, созревания и смерти в естественной науке принято описывать понятием онтогенез. Онтогенез – формирование основных структур психики человека в течение его детства. Основное содержание онтогенеза составляет предметная деятельность и общение человека. Развитие – направленные, закономерные и необратимые изменения во времени. Развитие психики, как и развитие личности происходит неравномерно, гетерохронно. Факторы развития психики: 1. Наследственность 2. Среда 3. Активность личности Развитие – процесс закономерный. Отдельные структуры психики развиваются с разной степенью интенсивности в разные периоды жизни. В соответствии с изменяющимися структурами, можно говорить о физическом, умственном, эмоциональном, нравственном развитии. Процесс развития личности подразделяется на возрастные периоды. 2. Возрастные периоды развития. Возраст -качественно своеобразный период развития, характеризующийся присущими только ему одному особенностями. Возрастные периоды развития (Эльконин) | Хронологические рамки | Название периода | Задача возраста | Ведущая деятельность | Название | Тип | 0 - 1 года | Младенчество | Развитие эмоциональной сферы | общение | А | 1 - 3 лет | Раннее детство | Усвоение сенсорных эталонов и способов действия с предметами окружающей среды | Предметно – манипулятивная | Б | 3 – 6 лет | Дошкольный возраст | Усвоение социальных ролей и норм взаимоотношений с людьми | Игра | А | 7 – 10 лет | Младший школьный возраст | Формирование навыка учебной деятельности | Учебная деятельность | Б | 10 – 15 лет | Подростковый возраст | Формирование собственной системы ценностей, мировоззрения | Общение со сверстниками | А | 15 – 17 лет | Ранняя юность | Профессиональное самоопределение | Учебно – профессиональная | Б | 18 – 25 лет | Поздняя юность | Личностное самоопределение. | Трудовая деятельность | А | 21 – 25 лет | Зрелость (ранняя) | Реализация внутреннего потенциала личности. | | Б | 25 – 40 лет | Зрелость (средняя) | | | 41 – 55 лет | Зрелость (поздняя) | | | Для каждого возрастного периода характерна своя ведущая линия развития. В связи с этим выделяются синзитивные (чувствительные) периоды развития. Смена возрастных периодов происходит революционно, в ходе преодоления возрастного кризиса. Возрастной кризис – Результатом кризиса всегда является новообразование психики (например, кризис одного года – прямохождение, подросткового возраста – самостоятельность). Благодаря кризисам происходят качественные скачки в развитии психики. 3. Психологические особенности юности. Юность – период в развитии, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Самоопределение – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Профессиональное самоопределение, как правило, происходит в юношеском возрасте (и является основной задачей данного возраста). Переоценить значение юности сложно, поскольку она является непосредственным трамплином, отталкиваясь от которого, человек переходит во взрослую жизнь, и от того, насколько эффективно используется потенциал этого возраста, зависит потенциал развития человека в целом, тот пик в развитии, которого ему удастся достичь. Обычно принято выделять два хронологических отрезка юности: § Ранняя юность – 15-18 лет § Поздняя юность – 18-23 лет Характерные признаки юности: ü Завершение процессов физического созревания ü Развитие самосознания ü Формирование профессионального самосознания – основная задача развития. ü Формируются профессиональные и познавательные интересы ü Потребность в труде ü Способность строить жизненные планы ü Способность к общественной активности ü Преодолевается зависимость от взрослых, утверждается самостоятельность ü Нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей ü Формируется нравственное сознание ü Вырабатываются ценностные ориентации, идеалы, устойчивое мировоззрение, гражданские качества. ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ СВОБОДЫ: |