Психологические особенности овладения профессией                                                                                         1. Психологическая классификация профессий                  Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен — по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и др.) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).                  Е. А. Климовым предложена «четырехъярусная классификация профессий», которая построена на основе многофакторного принципа.                  Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:                  1) человек—живая природа (Ч-П) — агроном, микробиолог и т. п.;                  2) человек—техника (Ч-Т) — слесарь, механик, оператор ЭВМ и т. п.;                  3) человек—человек (Ч-Ч) — врач, учитель, продавец и т. п.;                  4) человек—знаковая система (Ч-З) — математик, редактор и т. п.;                  5) человек—художественный образ (Ч-Х) — дирижер, художник, артист и т. п.                  На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:                  1) гностические (от греч. γνωσιζ— знание) профессии (Г) — дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т. п.;                  2) преобразующие профессии (П) — мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-З), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х) и т. п.;                  3) изыскательские профессии (И) — летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т. п.                  На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:                  1) профессии ручного труда (Р) — контролер слесарных работ (Г - Ч-Т), лаборант химического анализа (Г - Ч-П), ветеринар (П - Ч-П), слесарь (П - Ч-Т) и т. п.;                  2) профессии машинно-ручного труда (М) — токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т. п.;                  3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) — оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т. п.;                  4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф), — актер, акробат и т. п.                  На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У):                  1) работа в помещении с нормальным микроклиматом (М) — лаборанты, бухгалтеры и т. п.;                  2) работа на открытом воздухе (О) — агроном, монтажник, инспектор ГАИ и т. п.;                  3) работа в необычных условиях (Н) — водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т. п.;                  4) работа в условиях повышенной ответственности (М) — воспитатель детсада, учитель, следователь и т. п.                  Выделенные четыре группы (яруса) признаков являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет, во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.                                     2. Понятие профессиональной пригодности                  Эффективность трудовой деятельности, удовлетворенность процессом и результатами труда, перспективы профессиональной карьеры в значительной степени зависят от пригодности субъекта труда к выполнению конкретных рабочих функций. Профессиональная пригодность как соответствие человека требованиям конкретной трудовой деятельности:                                                                         - определяется соотношением требований профессии и индивидуальных особенностей человека;                  - имеет конкретный объект реализации (определенная категория людей и вид деятельности, этап профессионализации);                  - отражает состояние, степень развития совокупности индивидуальных качеств человека (качества личности, способности, физическое развитие и т. д.);                  - является динамическим свойством системы деятельности (развитие субъекта труда и изменчивость объекта труда).                                     Психологической основой профессиональной пригодности является проблема оценки и развития способностей человека и других индивидуальных качеств, необходимых для трудовой деятельности. Научно-практические направления работы по формированию профессиональной пригодности включают разработку и реализацию системы психологического обеспечения профессиональной ориентации, отбора, подготовки и адаптации человека к трудовой деятельности.                                     3. Внутренние психологические условия профессиональной деятельности.                  Успешность освоения и реализации трудовой деятельности определяется особенностями познавательных и психомоторных процессов, характеризующих способности, а также такими психологическими характеристиками субъекта труда, как особенности мотивации, черты характера, эмоционально-волевые качества и особенности темперамента. Вся совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые влияют на успешность освоения и выполнения конкретной деятельности (или совокупности деятельностей), получила название «профессионально-важные качества субъекта труда». Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы.                  Наиболее полную и последовательную систему основных понятий теории способностей дал Б. М. Теплов. Он дал следующие определения таких категорий, как задатки, способности и одаренность.                  Задатки — анатомо-физиологические особенности человека, которые лежат в основе развития способностей.                  Способности — индивидуально-психологические особенности, проявляющиеся в успешности выполнения какой-либо деятельности, в легкости и быстроте ее усвоения или успешности приобретения знаний, но не сводимые к знаниям, умениям и навыкам.                  Одаренность — индивидуально и качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успеха в деятельности.                  Профессиональные способности находятся в постоянном развитии, которое заключается в совершенствовании отдельных профессионально значимых психических качеств (познавательных и психомоторных процессов и функций), а также в установлении между ними специфических взаимосвязей и взаимозависимостей (системных качеств), соответствующих требованиям изменяющейся деятельности.                  Важным условием успешной профессиональной деятельности является мотивация.Применительно к трудовой деятельности представляет интерес теория потребностей Д. Макклеланда, считающего, что людям в ходе выполнения деятельности присущи три основных типа мотивации: власти, достижения и причастности к социальной группе (аффилиации).                  Попытка содержательно описать наиболее типичные мотивы профессиональной деятельности представлена в двухфакторной теории Ф. Герцберга.                  В первую группу факторов входят мотивы, определяющие повышение производительности труда: хороший заработок, шансы продвижения по службе, поощрение успеха в труде, содержание работы и т. д. Вторая группа мотивов связана в первую очередь с привлекательностью труда: работа без напряжения и стрессов, комфорт на рабочем месте, хорошее отношение с сотрудниками и руководством и т. д.                  Существует еще один аспект различий в мотивации. Согласно теории мотивации В. Врума, активное намерение достичь определенной цели зависит от трех переменных:                  1) ожидание (оценка вероятности) того, что предполагаемые усилия дадут желаемые результаты (если связи между затрачиваемыми усилиями и результатом нет, то мотивация ослабевает или исчезает совсем);                  2) ожидание того, что полученные результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение (отсутствие связи между ними или несоответствие этой связи представлениям о вознаграждении снижает уровень мотивации); валентность (ценность) для конкретного человека получаемого вознаграждения.                                     4. Этапы профессионального развития.                  Е. А. Климов предлагает следующую профессионально-ориентированную периодизацию:                  - оптация (12-17 лет) – период выбора профессии и учебно-профессионального заведения;                  - профессиональная подготовка (15-23 года) – овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками;                  - адаптация (16-18 лет) – вхождение в профессию и привыкание к ней;                  - фаза интернала (18-23 года) – приобретение профессионального опыта;                  - мастерство (23-35 лет) – квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;                  - фаза авторитета (35-55 лет) – достижение профессионалом высокой квалификации;                  - наставничество (55-60 лет) – передача профессионалом своего опыта.                                     5. Профессиональные деформации личности.                  Слово «деформация» (от лат. deformatio — искажение) означает изменение физических характеристик тела под воздействием внешней среды. Под профессиональной деформацией понимают всякое изменение, вызванное профессией, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер. Деформация распространяется на все стороны физической и психической организации человека, которые изменяются под влиянием профессии. Это влияние носит явно отрицательный характер, что очевидно из примеров, приводимых исследователями (искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, льстивость швейцаров). Профессиональная деформация может привести к затруднениям в повседневной жизни и снижению эффективности труда.                  Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику. Первоначально неблагоприятные условия труда вызывают негативные изменения в профессиональной деятельности, в поведении. Затем, по мере повторения трудных ситуаций, эти отрицательные изменения могут накапливаться и в личности, приводя к ее перестройке, что далее проявляется в повседневном поведении и общении. Установлено также, что сначала возникают временные негативные психические состояния и установки, затем начинают исчезать положительные качества. Позднее на месте положительных свойств возникают негативные психические качества, изменяющие личностный профиль работника.                  Профессиональная деформация может иметь довольно сложную динамику проявлений в трудовой деятельности человека и затрагивать различные стороны психики: мотивационную, когнитивную, сферу личностных качеств. Ее результатом могут быть специфические установки и представления, появление определенных черт личности.                  2. Составьте краткий конспект по плану:                  1. Возрастные периоды развития.                  2. Психологическая классификация профессий.                  3. Фазы развития профессионала                  4. Профессиональные деформации.                                     3. Подготовьтесь к семинару «Психология развития профессионала» по вопросам:                  1. Психологические особенности юношеского возраста.                  2. Самоопределение и саморазвитие в юношеском возрасте.                  3. Развитие личности через овладение профессией.                  4. Внутренние психологические условия профессиональной деятельности                  5. Профессиограмма гигиениста стоматологического.                                                                                                                                                                                  |