ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Циклы повышения квалификации Специфика системы повышения квалификации специалистов, работающих в области патологии речи и нейрореабилитации, зак лючается в том, что они обеспечивают специализированную помощь населению как в области здравоохранения, так и образования. Это требует наличия высококвалифицированного преподавательского состава, всецело владеющего проблемой. Необходимость постоянного пополнения профессиональных знаний обусловлена развитием научно-практических подходов к диагностике и терапии различных форм речевых расстройств, а также нарушений других высших психических функций. В связи с этим в программе подготовки отражены новые взгляды и методы, получившие признание в отечественной и международной практике патологии речи и нейрореабилитации. Содержание курса | Учебные часы | лекции | практические | Всего | | | | | 1. ТЕМА: «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ПРАКТИКИ В ОБЛАСТИ ПАТОЛОГИИ РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ» 1. Современное состояние проблемы патологии речи и нейрореабилитации: — отечественные и зарубежные достижения науки и практики; — эпидемиология речевых расстройств у детей и взрослых | | | | 2. Речевая функциональная система: — неврологический аспект; - нейролингвистический аспект | | | | 3. Основные этапы созревания речевой и других высших психических функций (ВПФ); дифференциальные критерии нормального и патологического развития | | | | 4. Патология речи: — нарушения речи у детей и взрослых органического и функционального генеза: клиника, этиология, патогенез; — локальное поражение мозга различной этиологии; — классификация нарушения речи; — нарушения неречевых ВПФ-гнози-са, праксиса, мышления, памяти, внимания; — диагностика нарушений речевой и других ВПФ | | | | 5. Терапия нарушений речи: 1. Основные принципы комплексной системы лечения и нейрореабилитации речевых расстройств (биологические, психологические, социальные разделы): — медикаментозное лечение, включая ЛФК, массаж; | | | | Продолжение таблицы | | | | — восстановительное обучение: | | | | понятие компенсации нарушений | | | | речи и других ВПФ; основные | | | | принципы восстановительного | | | | обучения больных с афазией | | | | и дизартрией; | | | | — психокоррекция; | | | | — социально-психологическое | | | | направление работы | | | | 2. Коррекционное обучение: | | | | — специфика коррекционного | | | | обучения при разных формах | | | | патологии речи у детей; | | | | — предупреждение школьной | | | | неуспеваемости | | | | 3. Комплексная система терапии | | | | заикания: | | | | - медико-педагогическое | | | | направление работы; | | | | - психолого-педагогическое | | | | направление работы | | | | 6. Компьютерные методы диагностики | | | | и восстановительного обучения | | | | 7. Организационно-правовые вопросы | | | | Всего72 часа 2. ТЕМА:«ПАТОЛОГИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ» Речевая функция в норме: — неврологический аспект: возрастные пороги созревания структур мозга; - нейропсихологический и нейро- лингвистический аспекты речевого развития 2. Патология речевой функции: — этиология речевых расстройств у детей; — классификация речевых расстройств; — виды речевых нарушений: дислалия, задержки речевого развития, общее недоразвитие речи (ОНР), Продолжение таблицы | | | | дисграфия, дислексия, а л алия, дизартрия, афазия у детей; - дифференциальная диагностика нарушений речи у детей | | | | 3. Психопатология у детей с нарушениями речи: клиника и терапия | | | | 4. Комплексная терапия нарушений речи: — медицинское направление; - психолого-педагогическое направление; — коррекционное обучение при разных формах патологии речи | | | | Всего72 часа 3. ТЕМА:«АФАЗИЯ И ДИЗАРТРИЯ» 1. Современные концепции проблемы | | | | патологии речи у взрослых | | | | 2. Нарушение речи при локальных | | | | поражениях мозга: | | | | 1. Афазии: | | | | 1 — этиология; | | | | 1 - патогенез; | | | | [' — классификация афазий: нейро- | | | | 1 психологическая, нейролингви- | | | | \_ стическая; | | | | 1 — клиника различных форм афазий | | | | \- по нейропсихологической | | | | 1 и нейролингвистической | | | | [ ' классификации | | | | \ 2. Дизартрии: | | | | F — этиология; | | | | \ — патогенез; | | | | t_ — клиника различных видов | | | | р. Комплексная нейрореабилитация: | | | | Г — принципы комплексной нейро- | | | | 1 реабилитации; | | | | | — восстановительное обучение; | | | | t — медико-психологическое направление; | | | | s - модели специализированных | | | | '( учреждений | | | | Всего72 часа Продолжение таблицы 4. тема:«заикание» ] . Современное состояние проблемы: отечественные и зарубежные концепции заикания | | | | 2. Этиология и патогенез заикания: — физиологический и психофизиологический аспекты; — неврологический аспект; — психологический аспект | | | | 3. Клиника заикания: — виды заикания; — типы судорог при заикании; — возрастные особенности клиники заикания; — критерии дифференциальной диагностики разных видов заикания | | | | 4. Логоневрозы: — виды логоневрозов: заикание, афония (дисфония), мутизм, их этиология и патогенез; — психиатрический, неврологический, патопсихологический — аспекты логоневрозов | | | | 5. Межполушарная асимметрия мозга и проблема заикания | | | | 6. Лечение заикания: 1. Медицинское направление 2. Психологическое направление 3. Логопедическое направление 4. Комплексная система лечения заикания — логопедическая работа; - психотерапия: рациональная, суггестивные методы, групповая психотерапия; — социально-психологическая работа; — экспертная оценка результатов работы | | | | 7. Организация логопедической помощи | | | | Всего72 часа Продолжение таблицы 5. ТЕМА:«ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ» 1. Специфика грамотной речи (лингвистический и нейролингвистический аспекты): — психологическая структура письма и чтения; — виды письменности; — роль различных по иерархии уровней мозга в организации письменной речи | | | | 2. Проблема обучения грамоте: - возрастные параметры усвоения грамоты; — критерии готовности к обучению чтению и письму; — трудности обучения грамоте детей с патологией речи и других высших психических функций | | | | 3. Нарушения письменной речи: - дисграфии и дислексии (первичные и системные нарушения письма и чтения); — виды дисграфии и дислексии; - нарушения письменной речи у детей с врожденными дефектами ЦНС (глухота, слепота, умственная отсталость); - дифференциальная диагностика дисграфии дислексии; - методы обследования и качественный анализ результатов; — лингвистический анализ структуры дефекта письменной речи; — патогенетические механизмы различных форм дислексии и дисграфии | | | | 4. Коррекционная работа по преодолению дизграфии и дислексии: — методы работы при оптической дисграфии и дислексии; - методы работы при фонологической дисграфии и дислексии; — методы работы при «орфографической» дисграфии и дислексии; — методы коррекции почерка | | | | Всего 72 часа | | Окончание таблицы 6. ТЕМА:«ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ И НЕЙРОЛИНГВИСТИКИ» 1 . Современное состояние нейропсихологии | | | | 2. Учение A. R Л урии о высших психических функциях (ВПФ): — различные виды ВПФ и их психологическая структура; - динамическая локализация ВПФ | | | | 3. Диагностика нарушений речевой и других ВПФ: — принципы факторного анализа структуры дефекта; - методы диагностики; — топическая диагностика; — дифференциальные критерии диагностики нарушений речевой и других ВПФ у детей и взрослых | | | | 4. Межполушарная асимметрия мозга: — понятие доминантности и субдоминантности полушарий; — компенсация нарушений ВПФ и проблема леворукости (амбидекстрин); — варианты речевого развития в зависимости от индивидуальных различий мозговой организации ВПФ | | | | 5. Нейропсихологический и нейролингвистичес-кий аспекты восстановительного обучения: — принципы системного анализа структуры дефекта; — патогенетический подход к составлению программы восстановительного обучения; — индивидуальные особенности восстановления ВПФ; — принципы и методы логотерапии | | | | 6. Организация работы нейропсихолога в системе комплексной специализированной помощи больным с нарушениями ВПФ | | | | Всего72 часа Руководитель Департамента научных и образовательных медицинских учреждений В. И. Сергиенко Приложение 10 к цриказУ Минздрава России от 28 декабря 1998г. № 383 |