МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Циклы повышения квалификации





Специфика системы повышения квалификации специалистов, работающих в области патологии речи и нейрореабилитации, зак лючается в том, что они обеспечивают специализированную по­мощь населению как в области здравоохранения, так и образова­ния. Это требует наличия высококвалифицированного препода­вательского состава, всецело владеющего проблемой.

Необходимость постоянного пополнения профессиональных знаний обусловлена развитием научно-практических подходов к диагностике и терапии различных форм речевых расстройств, а также нарушений других высших психических функций. В связи с этим в программе подготовки отражены новые взгляды и мето­ды, получившие признание в отечественной и международной практике патологии речи и нейрореабилитации.


 

Содержание курса Учебные часы
лекции практи­ческие Всего

1. ТЕМА: «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ПРАКТИКИ В ОБЛАСТИ ПАТОЛОГИИ РЕЧИ И НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ»

 

1. Современное состояние проблемы патологии речи и нейрореабилитации: — отечественные и зарубежные достижения науки и практики; — эпидемиология речевых расстройств у детей и взрослых  
2. Речевая функциональная система: — неврологический аспект; - нейролингвистический аспект
3. Основные этапы созревания речевой и других высших психических функций (ВПФ); дифференциаль­ные критерии нормального и патологического развития  
4. Патология речи: — нарушения речи у детей и взрослых органического и функционального генеза: клиника, этиология, патогенез; — локальное поражение мозга различной этиологии; — классификация нарушения речи; — нарушения неречевых ВПФ-гнози-са, праксиса, мышления, памяти, внимания; — диагностика нарушений речевой и других ВПФ
5. Терапия нарушений речи: 1. Основные принципы комплексной системы лечения и нейрореабили­тации речевых расстройств (биологические, психологические, социальные разделы): — медикаментозное лечение, включая ЛФК, массаж;

Продолжение таблицы

 

— восстановительное обучение:      
понятие компенсации нарушений      
речи и других ВПФ; основные      
принципы восстановительного      
обучения больных с афазией      
и дизартрией;      
— психокоррекция;      
— социально-психологическое      
направление работы      
2. Коррекционное обучение:      
— специфика коррекционного      
обучения при разных формах      
патологии речи у детей;      
— предупреждение школьной      
неуспеваемости      
3. Комплексная система терапии      
заикания:      
- медико-педагогическое      
направление работы;      
- психолого-педагогическое      
направление работы      
6. Компьютерные методы диагностики  
и восстановительного обучения      
7. Организационно-правовые вопросы

Всего72 часа

2. ТЕМА:«ПАТОЛОГИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ»




Речевая функция в норме:

— неврологический аспект: возрастные

пороги созревания структур мозга; - нейропсихологический и нейро-

лингвистический аспекты речевого

развития




 


2. Патология речевой функции:

— этиология речевых расстройств
у детей;

— классификация речевых расстройств;

— виды речевых нарушений: дислалия,
задержки речевого развития, общее
недоразвитие речи (ОНР),





Продолжение таблицы

 

дисграфия, дислексия, а л алия, дизартрия, афазия у детей; - дифференциальная диагностика нарушений речи у детей      
3. Психопатология у детей с нарушениями речи: клиника и терапия
4. Комплексная терапия нарушений речи: — медицинское направление; - психолого-педагогическое направление; — коррекционное обучение при разных формах патологии речи

Всего72 часа

3. ТЕМА:«АФАЗИЯ И ДИЗАРТРИЯ»

 

1. Современные концепции проблемы  
патологии речи у взрослых      
2. Нарушение речи при локальных
поражениях мозга:      
1. Афазии:      
1 — этиология;      
1 - патогенез;      
[' — классификация афазий: нейро-      
1 психологическая, нейролингви-      
\_ стическая;      
1 — клиника различных форм афазий      
\- по нейропсихологической      
1 и нейролингвистической      
[ ' классификации      
\ 2. Дизартрии:      
F — этиология;      
\ — патогенез;      
t_ — клиника различных видов      
р. Комплексная нейрореабилитация:
Г — принципы комплексной нейро-      
1 реабилитации;      
| — восстановительное обучение;      
t — медико-психологическое направление;      
s - модели специализированных      
'( учреждений      

Всего72 часа


Продолжение таблицы

 

4. тема:«заикание»

] . Современное состояние проблемы: отечественные и зарубежные концепции заикания  
2. Этиология и патогенез заикания: — физиологический и психофизиологи­ческий аспекты; — неврологический аспект; — психологический аспект
3. Клиника заикания: — виды заикания; — типы судорог при заикании; — возрастные особенности клиники заикания; — критерии дифференциальной диагностики разных видов заикания
4. Логоневрозы: — виды логоневрозов: заикание, афония (дисфония), мутизм, их этиология и патогенез; — психиатрический, неврологический, патопсихологический — аспекты логоневрозов
5. Межполушарная асимметрия мозга и проблема заикания  
6. Лечение заикания: 1. Медицинское направление 2. Психологическое направление 3. Логопедическое направление 4. Комплексная система лечения заикания — логопедическая работа; - психотерапия: рациональная, суггестивные методы, групповая психотерапия; — социально-психологическая работа; — экспертная оценка результатов работы
7. Организация логопедической помощи

Всего72 часа


Продолжение таблицы

5. ТЕМА:«ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ»

 

1. Специфика грамотной речи (лингви­стический и нейролингвистический аспекты): — психологическая структура письма и чтения; — виды письменности; — роль различных по иерархии уровней мозга в организации письменной речи  
2. Проблема обучения грамоте: - возрастные параметры усвоения грамоты; — критерии готовности к обучению чтению и письму; — трудности обучения грамоте детей с патологией речи и других высших психических функций
3. Нарушения письменной речи: - дисграфии и дислексии (первичные и системные нарушения письма и чтения); — виды дисграфии и дислексии; - нарушения письменной речи у детей с врожденными дефектами ЦНС (глу­хота, слепота, умственная отсталость); - дифференциальная диагностика дисграфии дислексии; - методы обследования и качественный анализ результатов; — лингвистический анализ структуры дефекта письменной речи; — патогенетические механизмы раз­личных форм дислексии и дисграфии
4. Коррекционная работа по преодолению дизграфии и дислексии: — методы работы при оптической дисграфии и дислексии; - методы работы при фонологической дисграфии и дислексии; — методы работы при «орфографичес­кой» дисграфии и дислексии; — методы коррекции почерка
Всего 72 часа

Окончание таблицы

6. ТЕМА:«ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ И НЕЙРОЛИНГВИСТИКИ»

 

1 . Современное состояние нейропсихологии  
2. Учение A. R Л урии о высших психических функциях (ВПФ): — различные виды ВПФ и их психологическая структура; - динамическая локализация ВПФ
3. Диагностика нарушений речевой и других ВПФ: — принципы факторного анализа структуры дефекта; - методы диагностики; — топическая диагностика; — дифференциальные критерии диагностики нарушений речевой и других ВПФ у детей и взрослых
4. Межполушарная асимметрия мозга: — понятие доминантности и субдоминант­ности полушарий; — компенсация нарушений ВПФ и проблема леворукости (амбидекстрин); — варианты речевого развития в зависимости от индивидуальных различий мозговой организации ВПФ
5. Нейропсихологический и нейролингвистичес-кий аспекты восстановительного обучения: — принципы системного анализа структуры дефекта; — патогенетический подход к составлению программы восстановительного обучения; — индивидуальные особенности восстановле­ния ВПФ; — принципы и методы логотерапии
6. Организация работы нейропсихолога в системе комплексной специализированной помощи больным с нарушениями ВПФ

Всего72 часа

Руководитель Департамента научных и образовательных медицинских учреждений

В. И. Сергиенко


Приложение 10

к цриказУ Минздрава России

от 28 декабря 1998г. № 383





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.