ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Ассимиляция интеллектуальных психических образований в качествах личности Интеллектуальные психические образования находят свое отражение в разнообразных качествах личности, таких как эрудированность, понятливость, сообразительность, дальновидность и др. Эрудированность (от лат. eruditio — ученость, просвещенность) как качество личности обозначает, что человек имеет глубокие и разносторонние познания, начитан, широко осведомлен в различных областях знаний. Эрудиция построена на получении и запоминании знаний в результате чтения или прослушивания материала на заданную тему. Она предполагает, прежде всего, запоминание, а не осмысление фактов. Поэтому нельзя говорить о том, что эрудированный человек — это человек с высоким уровнем интеллекта. Люди с высоким интеллектуальным потенциалом по сравнению с эрудитами могут иметь не очень хорошую память, но зато способны хорошо рассуждать, мыслить, проявлять житейскую мудрость. У эрудитов, напротив, такие качества, как самостоятельное творческое мышление, гибкость ума, широта и глубина мышления, способность синтезировать, анализировать, сопоставлять явления, делать самостоятельные выводы, критичность, могут быть выражены слабо. Человек живет не тем, что съедает, а тем, что переваривает. Это одинаково справедливо для ума и для тела (Б. Франклин). Эрудиция — это пыль, вытряхнутая из книги в пустой череп (А. Бирс). Эрудит—резервуар знаний, но не фонтан идей (Д. Норткот). Именно перечисленные качества мышления — самостоятельность, гибкость, критичность, широта и глубина мышления, а также его быстрота — отвечают за способность человека оперировать имеющимися у него знаниями и характеризуют те его качества, которые на бытовом языке называются понятливостью и сообразительностью. Самостоятельность выражается в умении видеть проблемы, ставить новые вопросы и решать их, а это необходимое условие творчества. Отсутствие самостоятельности делает мышление человека традиционным, обыденным, заставляет его использовать привычные способы решения задач, опираться на готовые правила, мнения других людей. Если в процессе решения задачи выявляются новые условия, которые требуют внесения корректив в первоначальный план, важную роль начинает играть качество гибкости мышления. Гибкость мышления выражается в его свободе от давления уже имеющихся схем и способов решения задач, умении быстро менять действия при изменении обстановки. Негибкий человек, напротив, продолжает придерживаться первоначального плана даже в том случае, если условия уже изменились. Глубина и широта мышления отвечают за то, насколько глубоко человек проникает в сущность проблемы, насколько он способен интегрировать сведения из различных областей знаний для решения задач. Глубина мышления проявляется в том, что человек умеет видеть суть самых сложных проблем, не распыляясь на их несущественные детали. Противоположным ей качеством является поверхностность мышления, при которой внимание рассеивается на мелочи, за счет чего теряется главное. Глубине осмысления проблем способствует широта мышления — умение привлечь как можно больше знаний к решению вопроса, которое позволяет не упустить важные в данной ситуации частности. Дефицит времени, отведенного на решение задачи, предъявляет требования к быстроте мыслительной деятельности. Быстрота мышления характеризуется способностью человека быстро ориентироваться в новых ситуациях, обдумывать и принимать правильные решения в них. Быстрота отличается от торопливости мышления — стремления дать как можно более быстрое решение на основе неполного, одностороннего анализа ситуации. В итоге ответы или суждения могут оказаться непродуманными. И, наконец, адекватность оценки результатов собственного мышления, анализ собственных действий по шкале «правильно—неправильно» на всех этапах решения задачи — от постановки проблемы до получения решения — обусловлены критичностью мышления. Критичное мышление предполагает умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно проверять все выдвигаемые предположения и выводы. Наиболее критичны маленькие дети, которые, как известно, склонны все принимать на веру (например, рассказы родителей про Деда Мороза). По мере накопления жизненного опыта критичность мышления возрастает, и взрослые, как правило, более объективно оценивают сложившиеся условия и полученные результаты. Дальновидность человека связана с его предвосхищающими возможностями, которые имеют своей целью познание будущего. Поскольку деятельность человека всегда целенаправленна, уже в ее начале в сознании человека имеется представление об ожидаемых результатах — предстоящих изменениях обстановки, положений в ней человека, о результатах собственных действий. Точность этого представления и характеризует дальновидность человека. Важность предвосхищающих возможностей для организации эффективной деятельности иллюстрирует тот факт, что в науке сформировался длинный ряд понятий, относящихся к фактору будущего времени в организации поведения человека: «антиципация» (см. выше), «экстраполяция», «установка», «оперативная преднастройка», «акцептор результата действия», «модель потребного будущего», «вероятностное прогнозирование» и др. Поскольку специфика предвосхищающей деятельности обусловлена ее конкретным содержанием, для построения прогноза необходимы достаточный уровень знаний и умение применять их адекватно ситуации. Таким образом, дальновидность оказывается тесно связанной с другими интеллектуальными свойствами личности. |