Нормативно-правовые акты: понятие, классификация. Закон как нормативный акт, его особенности и виды. Договор как источник права. Нормативно-правовой акт –официальный документ, принятый компетентным государственным органом в установленном порядке и содержащий общеобязательные правила поведения. Нормативно-правовые акты являются основными источниками права в системах Романо-германской правовой семьи. Особенности этого источника права следующие: · Это акт нормативного характера, т.е. документ, содержащий определенные нормативы (предписания). Именно этим нормативно-правовой акт отличается от акта применения права или акта толкования права. · Это правовой акт, он содержит не любые нормы, существующие в обществе, а именно нормы права. Этим он отличается от акта нормативного содержания, не являющегося правовым. Например, различных инструкций по использованию бытовых приборов и пр. · Это акт, создаваемы в результате правотворческой деятельности государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). · Нормативно-правовые акты обладают общеобязательностью и рассчитаны на тех субъектов права, которые попадают в сферу его действия. · Нормативно-правовой акт оформляется в виде официального письменного государственного документа, который имеет определенную документальную форму. Эти документы должны быть подписаны и датированы, могут иметь регистрационный номер. · Нормы в нормативно-правовом акте группируются по определенным структурным образованиям. В структуру нормативно-правового акта входят статьи, главы, разделы. Все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Подзаконный акт – это официальный нормативный правовой акт, установленный компетентным органом исполнительной государственной власти, органом местного самоуправления, который содержит общеобязательные юридические нормы и регулирует свой круг общественных отношений. Подзаконные акты по отношению к законам имеют вспомогательный характер, они призваны создавать благоприятные правовые условия для реализации предписаний закона. К подзаконным нормативно-правовым актам РФ относятся: 1. Указы Президента – высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты. 2. Постановления Правительства – акты исполнительного органа государства. 3. Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры. 4. Решения и постановления местных органов государственной власти. 5. Нормативные акты муниципальных органов. 6. Локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона: 1) он принимается только органом законодательной власти или референдумом; 2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ; 3) в идеале он должен выражать волю и интересы народа; 4)он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить; 5) он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения. Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке. Классификация законов может проводиться по различным основаниям: - по их юридической силе (Конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов федерации);
· по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и Т.П.); - по сроку действия (постоянные законы и временные) и Т.Д. · Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, органические (кодификационные) и иные законы. Нормативный договор - это соглашение двух или более сторон, устанавливающее, изменяющее или отменяющее правовые нормы в пределах их компетенции. Такие договоры бывают внутригосударственными и международными. Они могут содержаться в нормах права, принимаемых международными организациями различного вида: универсальных (ООН), региональных (Совет Европы), специализированных (МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО). Для нормативных договоров, как особых видов договоров, характерны следующие основные черты: - предназначены регулировать наиболее устойчивые и типичные виды общественных отношений; - заключаются в публичных интересах для достижения общественно полезных целей; - охватывая широкий круг общественных отношений, они носят комплексный характер и могут выступать в качестве самостоятельных источников права; - распространяют свое действие на формально неопределенный круг лиц; - рассчитаны на неоднократное применение; - как правило, не имеют фиксированного срока действия (если речь идет о временной передаче полномочий, то нормативный договор носит устанавливаемый в определенных рамках временный характер); - содержащиеся в них требования обязательны для исполнения; - продолжают свое общее действие независимо от возникновения или прекращения предусмотренных ими конкретных правоотношений; - содержат правила поведения, юридически значимые не только для непосредственных участников договорных отношений (внутреннее юридическое воздействие), но и для иных лиц (внешнее юридическое воздействие); - при возникновении спорных ситуаций, связанных с их исполнением, предусматривается специальная процедура разрешения юридического конфликта, связанная с определением уполномоченных субъектов (Конституционный Суд РФ, подобные суды в субъектах Российской Федерации - конституционные или уставные). Федеративные государства, как правило, строятся на основе договора между федеральной властью и субъектами федерации. Они регулируют предметы ведения сторон и их полномочия Билет 5-36 |