Меры безопасности в процессе обучения и профилактика травматизма В любой деятельности существуют определенные правила для ее успешного выполнения, которые необходимо соблюдать. В спортивной деятельности есть свои меры безопасности, которые зависят от вида спорта и условий, где эта деятельность выполняется. В многообразных видах легкой атлетики каждому виду присуши свои меры безопасности, которые можно разделить на общие и частные. Общие меры безопасности Не начинайте тренировку без предварительной подготовки к ней (подготовка всего организма либо определенных его частей). Внимательно осмотрите место и условия, где будет проходить тренировка, и если есть помехи, то устраните их. Изучите упражнение, соразмерьте его со своими возможностями, и если возможности намного отстают, то лучше выбрать полегче упражнение, чтобы выполнить его на высоком уровне (например, если в приседе со штангой для вас предел 100 кг, а ставите 150 кг, подумайте, готовы ли вы к этому весу, здесь есть возможность получить травму). Контролируйте свои действия на всем протяжении спортивной деятельности, особенно, когда начинает наступать утомление и когда приступаете к разучиванию новых, сложных по технике упражнений. Частные меры безопасности Спортивная ходьба. В спортивной ходьбе наибольшая нагрузка падает на мышцы задней поверхности бедра и стопы, поэтому при помощи упражнений разогрейте и растяните их. Смотрите всегда на 4 —5 шагов вперед, особенно при ходьбе вне стадиона, чтобы вовремя заметить неровности и ямки, дабы не поставить на это место ногу. Контролируйте свои движения, при монотонной работе длительное время можно расслабиться и получить травму. Особое внимание обратите на удобную обувь и одежду, чтобы не было потертостей — это основная беда ходоков. Бег. При беге на стадионе надо соблюдать следующие правила: - не бегать против движения; - не стоять на рабочей дорожке (по которой бегут); - обгонять всегда справа; - при обгоне нельзя резко принимать влево; - помнить, что первая дорожка для всех бегунов. В тренировочных занятиях в барьерном беге ставьте барьеры на 4—5 дорожки по прямой и на 3 — 4 дорожки при беге по кругу. При беге вне стадиона надо всегда смотреть себе под ноги, чтобы вовремя увидеть помехи или неровности и избежать их. Нельзя толкать соперника или товарища (даже в шутку), особенно в лесу. Прыжки. В легкоатлетических прыжках в первую очередь обратите внимание на место приземления. В прыжках в длину и тройных прыжках яма с песком должна быть вскопана, в прыжках в высоту и с шестом толщина поролоновых матов должна соответствовать правилам соревнований, маты должны плотно состыковываться друг с другом. Прыжки надо выполнять поочередно, не Мешая друг другу, нельзя перебегать дорожку разбега, когда выполняются прыжки. Не начинайте разбег, пока в месте призем- ления находится другой прыгун. Шесты для прыжков должны соответствовать нормам и стандартам. Чтобы не получить травму при приземлении, научите прыгуна сначала правильно приземляться. Метания. Легкоатлетические метания требуют к себе особого внимания. При выполнении метаний следует неукоснительно выполнять следующие требования: - в секторе не должно быть посторонних; - в поле для метаний нельзя стоять или идти спиной по направлению к метателю; - нельзя стоять со стороны метающей руки метателя (если правша, то справа и наоборот); - при метаниях группой — шеренгой (граната, мяч), метать надо поочередно справа налево, если все метают правой рукой. Метнул и отошел назад. Если есть метающие левой рукой, они становятся на левый фланг и метают после всех поочередно слева направо. После метания последнего в шеренге все идут за снарядами. Помните, метания самые опасные виды в легкой атлетике с точки зрения нанесения ущерба здоровью, причем другому спортсмену. Говоря о профилактике травматизма, следует отметить, чтотрав-мы в основном появляются из-за беспечности самих занимающихся, но есть и моменты, которые надо обязательно учитывать. Существует несколько групп причин возникновения травм, знание которых позволяет провести соответствующие меры профилактики: 1. Неправильная методика проведения занятий, несоблюдение принципов последовательности и постепенности в увеличении нагрузок и сложности упражнений, недостаточный учет возрастных и половых особенностей, несоблюдение принципа индивидуализации, недостаточное или полное отсутствие страховки, слабая подготовка организма к предстоящей деятельности и т. п. 2. Недочеты в организации занятий, перегрузка мест занятий, встречное движение, слишком большое количество занимающихся в одной группе, проведение занятий без преподавателя и т. п. 3. Неудовлетворительное состояние мест занятий, оборудования, инвентаря, одежды и обуви спортсменов. 4. Неблагоприятные метеорологические условия (сильный дождь и ветер, снегопад, очень высокая или низкая температура воздуха). 5. Нарушение правил врачебного контроля, допуск к занятиям без разрешения врача, неправильное распределение по группам без учета возраста, пола, физической подготовленности, преждевременное начало занятий после травмы, болезни или длительного перерыва, несоблюдение правил личной гигиены. 6. Нарушение спортсменами дисциплины и установленных правил во время тренировок и соревнований. Создание оптимальных условий для проведения тренировочного процесса и соревнований, постоянный контроль со стороны тренера и самоконтроль, соблюдение всех правил и дисциплины йа занятиях является основой для занятий легкой атлетикой без травм и других нарушений в жизнедеятельности спортсменов. Контрольные вопросы и задания 1. Дайте характеристику формам обучения. 2. Каковы основные методические принципы обучения? 3. Дайте характеристику методам обучения. 4. Какова постановка задач и подбор средств обучения? 5. Назовите последовательность изучения видов легкой атлетики. 6. Каковы виды анализа и классификации ошибок? 7. Дайте характеристику видам занятий по легкой атлетике. 8. Назовите причины возникновения травм и меры профилактики травматизма. Глава 8 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ СПОРТИВНОЙ ХОДЬБЫ И БЕГА 8.1. Методика обучения технике спортивной ходьбы Спортивная ходьба является одним из видов легкой атлетики и отличается от обычной ходьбы техникой выполнения. Однако, прежде чем приступить к обучению технике спортивной ходьбы, необходимо исправить имеющиеся недостатки в обычной ходьбе (в походке, осанке). Критериями оценки обучения технике данного вида легкой атлетики будут естественность и экономичность спортивной ходьбы. Для решения вопросов обучения технике спортивной ходьбы предлагается методическая разработка с ее задачами и целями. Задача 1.Ознакомить с техникой спортивной ходьбы. Технику спортивной ходьбы показывает преподаватель. Показ следует проводить с обычной скоростью или в медленном'темпе, сопровождая краткими объяснениями. Обучающихся необходимо расположить так, чтобы преподавателя, демонстрирующего технику спортивной ходьбы, можно было видеть и сбоку, и спереди, и сзади. Создавая представления о технике спортивной ходьбы для занимающихся, преподавателю целесообразно использовать кинограммы и кинокольцовки. После рассказа и демонстрации техники ходьбы занимающимся предлагается самим пройти 2 — 3 раза по 50 — 80 м. Преподаватель должен отметить наиболее серьезные ошибки (скованность движений, согнутые ноги, утрированная ходьба и т.п.) и назвать возможные варианты их устранения. Задача 2.Обучить движению ног и таза при спортивной ходьбе. Основным средством обучения в данном случае является медленная ходьба, при которой выпрямленная нога ставится на грунт с одновременным поворотом тела и движениями рук, как при обычной ходьбе, оставаясь в таком положении до момента вертикали. В дальнейшем скорость движения постепенно увеличивается, главным образом за счет частоты шагов. Обучая быстроте вынесения маховой ноги вперед, выполняет :Л «семенящая» ходьба (шаг 60 — 80 см), ходьба по кругу диаметром 5 —6 м и ходьба «змейкой» (на 2 —4 м вправо, затем влево). Эти упражнения чередуются с ходьбой по белым линиям беговой дорожки или по начерченной линии (50 — 60 м) (рис. 83). Для обучения поворотов таза вокруг вертикальной оси применяются противоположные повороты плечевого пояса и таза (плечи вправо, таз влево и наоборот), ходьба с «закручиванием», при которой движение правой ногой производится не столько вперед, сколько влево и наоборот (рис. 84). При неполном выпрямлении ноги в опорной фазе следует применять ходьбу в гору, акцентируя внимание на выпрямлении ноги в коленном суставе, ходьба по дорожке в обратном направлении (рис. 85). Чтобы ликвидировать излишнюю напряженность, можно выполнять упражнения на месте и в движении, попеременно перемещая тяжесть тела с одной ноги на другую. Все перечисленные упражнения в процессе обучения повторяются несколько раз в зависимости от освоения отдельных элементов техники. Задача 3.Обучить движению рук и плечевого пояса при спортивной ходьбе. Во время спортивной ходьбы руки должны быть согнуты под прямым или тупым углом и двигаться прямолинейно, не пересекаясь в средней плоскости. Необходимо следить за тем, чтобы плечи были опущены, а руки двигались свободно, без лишнего напряжения. Для решения этой задачи рекомендуются следующие упражне-жя: ходьба в положении «руки за спиной или за головой»; ходьба со сцепленными перед собой руками; ходьба с палкой, помещен-*ой в локтевых суставах на плечах или за спиной (рис. 86). Если стоит цель увеличить амплитуду работы рук, то рекомендуется ходьба с опущенными руками. Дистанция ходьбы в указан- НОЙ а к о О (О О я ю сз о о a | Рис. 86. Спортивная ходьба с применением гимнастической палки ных упражнениях 100—150 м. Количество повторов упражнений зависит от правильности их выполнения и скорости усвоения движений. Задача 4.Обучить технике спортивной ходьбы в целом. В процессе овладения техникой спортивной ходьбы необходимо многократно повторять различные упражнения, направленные на освоение отдельных элементов ходьбы в целом. С этой целью следует обращать особое внимание на: положение туловища и головы; мягкость, раскрепощенность движений туловища, рук и ног; достаточную длину шага; свободный перенос ноги с возможно низким переносом стопы; своевременный (не ранний) отрыв пятки от грунта; согласованность всех движений. Основными средствами обучения технике спортивной ходьбы в целом будут: ходьба с различной скоростью на различные дистанции (400 — 800 м и более) с указанием ошибок в движениях ног, таза, рук, положении туловища; ходьба с нахождением оптимального соотношения длины и частоты шагов. Задача 5.Совершенствование техники спортивной ходьбы. При совершенствовании техники спортивной ходьбы обучающийся должен найти удобный для себя темп ходьбы с оптимальным сочетанием длины, частоты шагов и соотношением количества вдохов и выдохов с количеством шагов, мягкость, раскрепощенность движений туловища, ног и рук и, наконец, общую слаженность всех движений. Немаловажное значение на данном этапе обучения будет играть повышение уровня общей и специальной физической подготовленности на фоне постепенного увеличения отрезков ходьбы (400 — 2000 м и более) с включением подъемов и спусков различной крутизны. В процессе обучения закрепляется правильный стереотип движений. Для удобства проведения занятий по данному легкоатлетическому виду спорта предлагаем рассмотреть подробный «Примерный план обучения технике спортивной ходьбы». ю а О х ао я ЕР S н о. о Я Я X V н R S я о в я = а S а а. S S Ex с о S я я V я сх С Я КО Я Э о Я с я н я Се u Сх О а О Сз га ч & в =я г) S ° я ° Й Е я н о »0 го ID СЗ a я к я я сз ^ч И Р о га £ со и сз -н Я =-> а о >о ~ Я £ со е[ I s О я я ш а о ч я и. я> ч> о, Он Р сз О "1 О, rt К S Ю И я л о рчр х н « X га о В Ч га 2 и В ID CJ G . Ю СЗ * W я s - В я о 2 я Ю сз о я га a О") ■■fN I' в у О Л О я So В X и~> 5 S >> с;Ч о s а 8 ° 5 F 9. У. х н ja <u в в ° й а о о о О в | ■е|5 9 Р Ж Я га Л о в а о а л в ^* 5 g &. а О о я | В | | СО | a | к | я | н | J3 со | тае | N | о | Я | о | >> a | я | и | а | гП | о | Я | я | а О о ю «ЯЛ Я ш Ч а я о я Р х о о Ё S со Я X U 12, В X S ч Ч В О а 1 3 а о в & га « В о « ™ X ё I 8 а Я В «g 4 в В со <u S 5 * ° R a 5 ^ в s ^& А 4 >. 5. а а о Я го | | Исправления | Акцентировать внимание на ходьбу с постановкой ноги с пятки перекатом резко на носок. Ходьба по мягкому грунту | Необходимо совершенствовать технику ходьбы до полной автоматизации движений | Причины | Слабые мышцы голени | Все, указанные выше | Типичные ошибки | Неполностью разогнуты ноги в опорном периоде. «Шлепающая» ходьба | Необходимо использовать средства, указанные ранее | Организационно-методические мероприятия | мягкость, раскрепощенность движений туловища, ног и рук; достаточную длину шага; свободный перенос ноги; согласованность всех движений в целом | Длина и частота шагов определяется индивидуально, по мере усвоения техники спортивной ходьбы. При ходьбе в гору увеличить наклон туловища вперед в зависимости от крутизны, а при спусках отклониться назад | Средства | уточнения движения ног, рук, таза, положения туловища и головы в зависимости от индивидуальных способностей занимающихся | 1. Спортивная ходьба с различной скорос тью на средних и длинных отрезках, включая и спуски разной крутизны 2. Сдача контрольных нормативов и участие в соревнованиях | Задачи | | 5. Совершенствование техники спортивной ходьбы | 8.2. Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции В основе современной техники бега на средние и длинные дистанции лежит способность быстрого продвижения вперед при условии экономичности, свободы и естественности движений. Под техникой бега следует понимать не только внешнюю форму, но И качественное содержание движений бегуна, такие как умение затрачивать минимум усилий на продвижение вперед, включать в работу необходимые группы мышц. Обучение технике бега несколько отличается от обучения другим видам легкой атлетики. Это связано с тем, что все начинающие в какой-то степени владеют техникой бега, т.е. умеют бегать. В связи с этим, прежде чем приступить к обучению техники бега, целесообразно на первых занятиях ознакомиться с особенностями каждого обучаемого и определить их индивидуальные недостатки, это снимет элемент подражания «идеальному» представлению о технике бега на средние и длинные дистанции. Существует определенная последовательность в обучении технике бега, одинаковая для всех возрастов. Задача1. Ознакомить с техникой бега на средние и длинные дистанции. Решение этой задачи начинается с выявления индивидуальных особенностей занимающихся. С этой целью им предлагается поочередно сделать несколько пробежек со средней скоростью на отрезках 80—100 м. Затем необходимо каждому указать на его наиболее грубые ошибки. Далее объясняются особенности техники сега, правила соревнований, и, наконец, преподаватель или ква-ифицированный бегун демонстрирует технику бега. Создать пред-тавление о технике бега помогают кинограммы, фотографии, ки-окольцовки, рисунки. После этого занимающиеся выполняют еще есколько пробежек на отрезках 5—100 м. Задача 2.Обучить технике бега по прямой. Обучение бега по прямой начинается с показа бега, а затем создаются условия для правильного выполнения отдельных элементов техники. Основным средством обучения данного вида легкой атлетики будет многократный бег с ускорением на различных отрезках, который должен проводиться сначала в медленном темпе, а по мере освоения навыков бега с более высокой скоростью. В процессе обучения преподаватель должен помнить основные требования к технике бега: - прямолинейная направленность; - полное выпрямление толчковой ноги в сочетании с выпадом вПеред бедра маховой ноги; - захлестывание голени маховой ноги в момент вертикали; - свободная и энергичная работа рук; - прямое положение туловища и головы; - быстрая и мягкая постановка стопы на грунт с передней части. Задача 3.Обучить технике бега по повороту. Для обучения технике бега по повороту применяется пробежка по повороту беговой дорожки стадиона (манежа), бег с различной скоростью по кругу радиусом 20 — 10 м, а также бег по прямой с входом в поворот и бег по повороту с последующим выходом на прямую. В процессе обучения бегу по виражу необходимо следить за наклоном тела в сторону поворота и за тем, чтобы дальняя от поворота рука работала шире и больше в сторону (как бы поперек тела). Наклон туловища внутрь круга зависит от крутизны поворота и скорости бега. Стопы ног следует поворачивать носками в сторону поворота, причем в большей степени поворачивается внутрь дальняя от поворота нога. При выбегании на прямую после поворота следует обратить внимание на свободный размашистый бег с сохранением набранной скорости. Успешность обучения этой задачи во многом зависит от того, как обучаемые овладели раскрепощенным бегом по прямой. Весь бег по виражу проходит в напряженном состоянии, но необходимо вернуться к упражнениям в беге по прямой. Задача 4.Обучить технике высокого старта и стартовому ускорению. Обучение технике высокого старта начинают с демонстрации данного бега. Затем изучают основные положения бегуна по ко мандам «На старт!», «Марш!» и особенности стартового разгона. Группе занимающихся следует сразу изучить стартовые положе ния. По команде «На старт!» занимающиеся выстраиваются в одну или несколько шеренг и принимают позу высокого старта. Препо даватель просматривает всех учеников, при необходимости по правляет их. По команде «Марш!» занимающиеся пробегают оп ределенный отрезок и возвраща ются обратно. На начальной ста дии обучения паузы между пред варительной и исполнительной командами можно специально удлинить, чтобы начинающие спортсмены успели принять ус тойчивую позу и своевременно начали бег по сигналу из удоб ного положения. В дальнейшем _______________________ пауза сокращается до обычной «На старт!» «Марш!» тт V При обучении выходу со стар- Рис. 87. Высокий старт та и стартовому ускорению сна- Рис. 88. Старты из различных исходных положений |яала занимающиеся стартуют по отдельности. Преподаватель обращает внимание на работу рук, активное выталкивание, сохранение наклона и своевременное выпрямление туловища с переходом на бег по дистанции. По мере освоения техники выполнения высокого старта стартовые отрезки удлиняются, а скорость их пробегания увеличиваются (рис. 88). Задача 5.Обучить технике финиширования. Финиширование — это бег на последних 10—15м дистанции ,с пробеганием финишного створа без снижения скорости и перестройки беговых движений. Ознакомление с техникой финиширования проводится в форме рассказа о способах пересечения полоски финиша с демонстрацией характерных поз бегуна в данный ^момент. Практическое обучение технике финишного броска наминается с имитации выполнения в ходьбе быстрого наклона туловища вперед с отведением рук назад и выставлением ноги вперед. [Можно выполнять это движение с поворотом туловища, пересекая правым или левым плечом плоскость финиша в опорный момент бегового шага, но без прыжка и падения. После усвоения навыка финишного броска в ходьбе можно переходить к его обучению в беге. Задача 6.Совершенствование техники бега в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. По мере овладения основой и ведущими движениями техники ;бега на средние и длинные дистанции, в процессе обучения необходимо установить индивидуальные особенности занимающихся [И определять пути их использования при дальнейшем совершенствовании техники бега в целом. В процессе совершенствования необходимо уделять большое [внимание повышению уровня физической подготовленности и Использовать специальные подготовительные упражнения, которые способствуют устранению индивидуальных ошибок в технике бега. Рекомендуем подробно рассмотреть «Примерный план обучения технике бега на средние и длинные дистанции». 8.3. Методика обучения технике бега на короткие дистанции Обучение технике бега на короткие дистанции происходит не в той последовательности, как при обучении другим видам легкой атлетики, так как бег является естественным способом быстрого передвижения человека. Однако техника спортивного бега значительно отличается своей эффективностью от техники обычного бега и требует сохранения естественной свободы движений. Прежде чем создать у занимающихся правильное представление о современной технике бега на короткие дистанции, необходимо ознакомить их с особенностями этого вида легкой атлетики. Задача 1.Ознакомить с особенностями бега и создать у обучаемых правильное представление о технике бега на короткие дистанции. Для решения этой задачи обучаемым необходимо несколько раз с невысокой и средней скоростью пробежать отрезки 60—100 м и зафиксировать обнаруженные ошибки. Количество повторений пробежек может быть различно для каждого занимающегося. Оно зависит от того, как скоро обучаемый пробежит дистанцию в свойственной для него манере. При этом фиксируются те ошибки, которые повторяются в большинстве пробежек. С целью ознакомления занимающихся с рациональной техникой бега применяются общепринятые средства: объяснение, живой показ, просмотр кинокольцовок, кинограмм, фотографий, рисунков. Задача2. Обучить технике бега по прямой дистанции. Основными средствами для решения этой задачи будут являться многократные пробежки с невысокой и средней скоростью на различных отрезках дистанции (60 — 100 м): специальные беговые упражнения на отрезках 30 — 40 м — бег с высоким подниманием бедра, семенящий бег, бег с забрасыванием голени, бег прыжковыми шагами. Все эти упражнения выполняются свободно, с постепенно нарастающей частотой движений, с последующим переходом на обычный бег. Специальные беговые упражнения вначале выполняются индивидуально, а затем всей группой. Многократное повторение этих упражнений в каждом занятии приводит к устранению типичных ошибок в технике бега: недостаточное поднимание бедра, неполное выпрямление ноги при отталкивании, излишнее наклонение или отклонение туловища, держание локтей далеко от туловища и др. (рис. 89). После каждого выполнения упражнения следует обращать внимание только на главные ошибки, предлагая устранить их при следующем повторении. Нецелесообразно одновременно указывать на 3 — 4 недостатка, так как обучаемый должен сконцентрироваться на исправлении наиболее существенной ошибки, а затем приступать к исправлению следующей, иначе недостатки в беге так и не будут устранены. Рис. 89. Специальные беговые упражнения: а — бег с высоким подниманием бедра; б - бег с забрасыванием голени; в - бег с толчками вверх; г — семенящий бег Задача 3.Обучить технике бега по повороту. Основными упражнениями для обучения технике бега по повороту является бег на 50-80 м с ускорением на повороте беговой дорожки. Сначала тренировки проходят по крайним (6 — 8) дорожкам, затем по 1-2; бег с различной скоростью по кругу .радиусом 20-10 м; бег с ускорением по прямой с выходом в поворот; бег с ускорением по повороту и выходом с виража на [прямую;' имитация движений рук. По мере освоения занимающи-i Мися техники бега на короткие дистанции по дорожке большего [радиуса следует переходить к бегу по дорожке меньшего радиуса. В ходе обучения необходимо следить за свободой движений и [своевременным наклоном туловища к центру поворота, измене- I — ii ----------- и------ Рис. 90. Выполнение команды «На старт!» нием работы рук и ног, т. е. при более активной и широкой работе правой рукой происходит небольшой разворот стоп влево. Задача 4.Обучить технике низкого старта и стартового разгона. Основными средствами обучения являются: практика в установке стартовых колодок на прямой и повороте (рис. 90); выполнение команд «На старт!» и «Внимание!» с различным расположением колодок по длине, ширине и наклону площадок; бег с низкого старта по прямой и на повороте самостоятельно, а также по команде (по выстрелу) (рис. 91). Бегу с низкого старта должно предшествовать большое количество пробежек с высокого старта, способствующих овладению основами стартовых движений и свободному широкому бегу на первых шагах. Задача 5.Обучить технике финиширования. Обучение начинается с разъяснения значения финишного броска и ознакомления с основными способами финиширования: грудью и плечом. Основные средства: бег на 30 — 40 м с ускорением на финише; наклон вперед на финишный створ с отведением рук назад при ходьбе и беге с различной скоростью; бросок на финишный створ с поворотом плеч при ходьбе и беге с различной скоростью. Для успешного обучения финишированию упражнения следует выполнять сначала самостоятельно, а затем группой. Задача б.Обучить технике бега в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. На этапе овладения техникой бега в целом необходимо систематически работать над уточнением деталей техники и закреплением правильных навыков. Важно добиться умения бежать свободно, контролируя свои движения. В процессе совершенствования техники необходимо применять большее количество специальных упражнений, постепенно повышая уровень их сложности (рис. 92). «На старт!» «Внимание!» Рис. 91. Выполнение команд «На старт!» и «Внимание!» т>^ » 1 ' I I • I г |