Методика обучения технике прыжков с шестом Прыжок с шестом — один из самых сложных по своей технике видов легкой атлетики. В нем сочетаются движения, характерные для бега, прыжков в высоту, прыжков в длину, а также элементы гимнастических упражнений на гибкость и подвижность опоры. Прыжок с шестом развивает силу, ловкость, ориентировку в воздухе, смелость и другие качества. Обучение технике прыжка с шестом — длительный процесс. Так как овладение техникой прыжка с шестом в большей степени зависит от уровня развития физических и волевых качеств обучающегося, процесс обучения разделяется на два этапа: 1) освоение основных элементов прыжка (бег с шестом, постановка его в упор, отталкивание, маховые движения, подтягивание с поворотом, отжимание и переход через планку) на прямом (жестком) шесте; 2) после того, как обучаемый физически окреп и может держаться за шест на уровне 360 — 400 см, освоения элементов современной техники прыжка продолжаются на фиберг-лассовом шесте. При этом эластичный шест должен быть немного мягче, чем нужно для данного прыгуна. Задача 1.Ознакомить с техникой прыжка с шестом. Для ознакомления с техникой прыжка применяются показ и объяснение прыжка в целом и отдельных его элементов в технике. После показа и объяснения демонстрируются видеофильмы, кинограммы, плакаты, наглядные пособия. Задача 2.Обучить держанию шеста и технике бега с ним. При ходьбе и беге с шестом обучаемые осваивают наиболее удобный для них способ несения шеста, который следует держать свободно, без напряжения. Каждому занимающемуся необходимо установить удобное расстояние между кистями рук. Для осуществления этой задачи предлагаем следующие упражнения: - практика держания шеста руками, расположенными на расстоянии 50 — 90 см одна от другой; - ходьба и медленный бег с шестом; - ускорения с шестом, постепенно увеличивая скорость и длину пробегаемых отрезков (30 — 50 м). Задача 3.Обучить входу в вис и вису на шесте. До обучения технике входа в вис на шесте, как правило, предшествует его выполнение на канате, кольцах или специальной подвеске. Основное упражнение — переход в вис, держась за канат выпрямленной правой и согнутой левой рукой. Далее упражнение можно выполнять с 2 — 3 шагов разбега. Следующие упражнения выполняются с шестом. Во время выполнения всех упражнений необходимо обязательно обеспечить место для безопасного и мягкого приземления. Место хвата на шесте можно отметить лейкопластырем или изоляционной лентой. Вис на шесте выполняется: - стоя на возвышенности с вертикально поставленным перед собой шестом, перейти в вис на шесте с приземлением на* маты или яму с песком; - то же, но, повиснув на шесте, перейти с возвышения на возвышение; - поставив шест в упор и держа его под плечом, вход в вис на одной руке с возвышением на место отталкивания; - вход в вис, держа шест двумя руками сбоку, с приземлением на обе ноги впереди справа от шеста; - вход в вис и проход за вертикаль с разбега, выводя шест и ставя его в упор с 4—6 шагов разбега. Упражнение вход в вис на одной руке следует выполнять со страховкой преподавателя, который держит шест. При входе в вис без толчка не следует резко выносить вверх маховую ногу, так как это может привести к падению назад. По мере освоения техники упражнения выполняются с постепенным увеличением длины разбега, скорости и высоты хвата на шесте. Во время выполнения всех упражнений необходимо контролировать высоту хвата, место отталкивания и обеспечивать страховку. Задача 4.Обучить маховому подъему ног с поворотом и выходом в упор. При обучении махового подъема ног на шесте применяются такие упражнения: - размахивание в висе на кольцах, перекладине с отвалом назад в вис согнувшись; - вис, мах и отвал назад на неподвижно закрепленном шесте, - то же, но с небольшого разбега (4 — 6 шагов), возвращаясь да место отталкивания или приземляясь впереди. Освоив маховое движение ногами, переходят к обучению разгибания тела с поворотом и выходом в упор на шесте. Начинать изучение этих движений вначале следует с помощью гимнастических снарядов, а затем продолжить на подвижной опоре, т.е. на шесте. Предлагаем следующие упражнения: - мах и соскок дугой с поворотом на кольцах; - переворот в упор из виса на кольцах; - оборот назад в стойку на перекладине; - стойка на брусьях махом и силой; - имитация поворота из исходного положения, стоя лицом к верхнему концу, шест — у пояса; - прыжки в длину с шестом на низком хвате с поворотом влево и переходом в упор. Задача 5.Обучение технике перехода через планку и приземлению. Освоение движений перехода через планку вначале выполняется в облегченных условиях с помощью следующих упражнений: - переход через планку из стойки на руках, отталкиваясь руками и опуская ноги вниз; - переход через планку с опорой руками о плинт; - прыжки через планку после виса и махового подъема на канате или амортизаторе. Основным средством закрепления двигательного навыка перехода через планку будет прыжок с шестом через планку, установленную на уверенно преодолеваемой высоте, со среднего, а затем !и с полного разбега. Вначале первые прыжки выполняются не через лежащую на стойках для прыжков планку, а через планку, поддерживаемую преподавателем. Высота планки для первых прыжков приблизительно 160—180 см, расстояние от задней стенки ящика 1 —1,5 м. По мере усвоения техники прыжков планка поднимается, ее можно установить уже на стойках, а расстояние до стенки ящика уменьшается. Соответственно повышается высота хвата на шесте. При выполнении всех упражнений нужно следить за рациональной последовательностью перенесения всех частей тела через планку по оптимальной дугообразной траектории. Преподавателю необходимо постоянно контролировать правильность приземления. Задача 6.Обучить технике прыжков с шестом в целом и ее совершенствование . Для решения этой задачи выполняются прыжки на различной высоте со среднего и полного разбега с уточнением техники исполнения отдельных фаз прыжка и учетом индивидуальных особенностей занимающихся. После того, как занимающиеся освоят основные элементы техники, можно переходить к обучению прыжков с эластичным ше- стом. При этом важно правильно подобрать шест по весу прыгуна. Использование шестов не по весу занимающихся снижает качество обучения, кроме того, может вызвать поломку шеста и привести к травме прыгунов. При освоении прыжков с эластичным шестом занимающиеся должны заново повторить с ним всю последовательность предыдущего обучения, т. е. практиковаться в разбеге с новым шестом, постановке его в упор, висе и всех остальных элементах техники прыжка. Для облегчения условий выполнения упражнений и прыжка можно повысить место отталкивания, ставя гимнастический мостик или раскладывая резиновые плиты. Эти методы облегчают прохождение шеста вперед, а также заставляют ставить ногу на отталкивание в точно указанное место и четко сверху, без стопорящего движения. По мере отработки правильного навыка высота возвышения уменьшается и сводится на нет. Во время занятий с синтетическим шестом нужно соблюдать меры безопасности, обеспечивать страховку как во время выполнения прыжка в целом, так и отдельных его элементов. Изучение элементов техники прыжка с эластичным шестом Задача 1. Обучить входу в вис и вису на эластичном шесте. При освоении этих элементов прыжка применяются следующие упражнения: - сгибая шест, стоя на месте и установив шест в ящик, упереться в него согнутой левой рукой и, придерживая правой, продвинуться грудью и тазом вперед; - то же, но с 4 —6 шагов ходьбы, выполняя постановку шеста в упор и дальнейшее продвижение вперед грудью, сгибая при этом шест; - вход в вис с 6 —8 беговых шагов, не доходя до вертикали, и приземляться в место толчка на ноги; - постепенно увеличивая разбег, выполнять вход в вис с проходом за вертикаль. При выполнении упражнений воздействие на снаряд должно осуществляться продвижением туловища вперед с давлением согнутой левой рукой вверх под углом 90° по отношению к шесту. Во время прохода грудью вперед толчковую ногу оставить прямой, а маховую ногу, согнув в коленном суставе, не сгибать. Задача 2. Обучить взмаху тела и группировке на эластичном шесте. Для освоения техники взмаха и группировки вначале выполняются подводящие упражнения на гимнастических снарядах (перекладине, кольцах, канате), а затем уже на эластичном шесте. При ознакомлении с техникой следует обратить внимание занимающихся на отличительные особенности действий прыгуна на жестком шесте от движений на эластичном шесте. Основные средства для решения этой задачи: - поднимание ног из размахивания на кольцах и на неподвижном канате; - с 2 — 3 шагов разбега, повиснув на перекладине, а затем на канате, выполнить взмах подъемом ног в группировку; [ - вход в вис на шест и подъем ног с 8 —12 беговых шагов; - прыжок с шестом в длину с поворотом. При выполнении подводящих упражнений на гимнастических снарядах добиваться свободного быстрого маха и подъема ног. Упражнения с шестом выполняются вначале с низким хватом, позволяющим легко проходить вертикаль. По мере усвоения двигательного действия хват шеста постепенно повышается. Задача 3. Обучить технике перехода через планку. Основными упражнениями для решения этой задачи являются: - имитация перехода через планку из виса на канате или амортизаторе; - прыжки в длину с эластичным шестом с поворотом и отжиманием; - прыжки через планку с поворотом. При выполнении прыжков следить, чтобы поворот выполнялся бедрами и тазом, ноги при этом сомкнуты и выпрямлены. Задача 4. Совершенствование техники прыжков с шестом. При совершенствовании особое значение имеет не изучение и освоение отдельных элементов техники, а соединение этих элементов между собой в целостное двигательное действие. Совершенствование всех деталей техники прыжка выполняется как путем многократного повторения элементов, так и закрепления их в целостных прыжках (рис. 108). Средством для решения заключительной задачи будут следующие упражнения: - прыжки с шестом через резиновую ленту, натянутую вместо разбегов; - прыжки через планку на разных высотах и с различных раз-бегов; - прыжки на результат и участие в соревнованиях. Рекомендуем подробно рассмотреть «Примерный план обуче ния технике прыжков с шестом». Контрольные вопросы и задания 1. Какова последовательность постановки задач обучения технике одного из видов прыжков? 2. Подберите специальные упражнения для обучения технике одного Из видов прыжков. 3. Какие ошибки возникают при обучении технике одного из видов пРыжков? 4. Назовите причины возникновения ошибок при обучении технике этого вида прыжка. 5. Подберите средства для исправления ошибок при обучении данного вида прыжка. 6. Составьте примерный план обучения технике одного из видов прыжков. 7. Назовите сходства и различия в составлении планов обучения технике прыжков. Глава 10 |