МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ ПРЫЖКОВ 9.1. Методика обучения технике прыжков в высоту с разбега Педагогический опыт показывает, что успешному обучению технике прыжков в высоту будет способствовать предварительная подготовка, направленная на укрепление опорно-двигательного аппарата, и повышение координации движений прыжковыми упражнениями, связанных с различными отталкиваниями. Задачи и последовательность обучения технике различных способов прыжков в высоту в основном одинаковы и основываются на принципе от главного к второстепенному. Изменяются только средства при решении отдельных задач, обусловленные особенностями каждого вида прыжка. В связи с этим методика обучения каждому из способов прыжка раскрывается отдельно в соответствии с их сложностью. Обучение прыжку способом «перешагивание» Задача 1. Ознакомить с техникой изучаемого прыжка. С помощью краткого рассказа о технике прыжка, объяснения его особенностей, демонстраций кинограмм, видеофильмов, фотографий и образцового показа выполнения прыжка в целом, создается правильное представление и понимание о прыжке изучаемым способом. Задача 2. Обучить технике отталкивания. При освоении этой фазы прыжка акцентируется внимание на согласованность маховых движений ноги и рук с работой толчковой ноги. С этой целью выполняется большое количество специальных прыжковых, подводящих и имитационных упражнений: - маховые движения свободной ногой, держась рукой за опору (гимнастическую палку, дерево, ограду); - то же, но с маховым движением одноименной руки в сочетании с подъемом на переднюю часть стопы толчковой ноги (рис. 98); - маховые движения ногой и рукой с последующим подскоком; - сочетание маха с отталкиванием без опоры, стоя на согнутой маховой ноге, толчковая стоит впереди на пятке, руки отведены на замах (рис. 99); - имитация постановки толчковой ноги — из приседа на маховой ноге постановка толчковой ноги с пятки на всю стопу; - то же, но с отведением рук на замах (рис. 100); Рис. 101. Имитация постановки толчковой ноги без опоры руками - то же, но с выполнением прыжка вверх и затем с достава-нием рукой, головой и маховой ногой различных предметов; - то же, но с 3, 5, 7 беговых шагов, выполняя прыжок вверх (рис. 101). По мере усвоения специальных упражнений постепенно увеличиваются скорость их выполнения и высота преодолеваемой планки (доставаемых предметов). Задача 3. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием. При решении этой задачи важно научить ритму разбега с постепенным увеличением скорости так, чтобы на последних трех Шагах разбега она была наибольшей, а предпоследний шаг — самым длинным, это позволит понизить ОЦМ прыгуна и создаст Все движения техники перехода через планку необходимо выполнять строго по линии разбега и должны уточняться в каждом последующем упражнении. Задача 5. Обучить прыжку в высоту способом «перешагивание» в целом и совершенствование техники. Техника прыжков в целом изучается при помощи прыжков через планку с 1, 3, 5 шагов и с индивидуального разбега на высоту, близкую к максимальной. Совершенствование отдельных деталей техники прыжка происходит в сочетании с выполнением прыжка в целом с акцентом на изучаемый элемент. Движения при переходе через планку совершенствуются по мере необходимости, все внимание уделяется прежде всего разбегу и отталкиванию. Следует помнить, что разбег выполняется с постепенным увеличением скорости и длины шагов, а отталкивание выполняется точно вверх. Обучение технике прыжка способом «перекидной» Овладев ритмом шагов подготовки к отталкиванию и умением сочетать разбег с направлением толчка, можно приступить к освоению более сложных способов преодоления планки. Однако, начав обучение технике прыжка способом «перекидной», не следует исключать из занятий способ «перешагивание», который хорошо настраивает обучаемых на правильное отталкивание в сочетании с маховым движением свободной ногой. Задача 1. Ознакомить с техникой изучаемого прыжка. При решении этой задачи применяются те же средства, что и для других способов прыжка. Задача 2. Обучить технике отталкивания. Для обучения можно использовать следующие упражнения: - прыжки с прямого и бокового разбега на высокие предметы («козел», «конь»); [ - прыжки через планку с прямого разбега, подтягивая толчковую ногу и приземляясь на маховую (прыжок «на взлет»); - прыжки в вис на гимнастическую стенку; - прыжки с доставанием подвешенного предмета маховой ногой (рис. 103). Изучая технику отталкивания, следует применять разбег раз-Личной длины. Это поможет выполнять его более свободно и сосредоточивать внимание на подготовке к отталкиванию и его выполнению. Движение необходимо выполнять с хорошей амплитудой и точно вверх. Задача 3. Обучить технике разбега в сочетании с отталкиванием. При изучении разбега применяются такие упражнения: I - бег по линии разбега с отталкиванием вверх; : - разбег по отметкам; I - разбег под счет (хлопки); Рис. 103. Прыжок с доставанием предмета маховой ногой - бег по разбегу с «выходом» (прыжок без перехода через планку); - прыжки через планку с 3, 5, 7, 9 шагов разбега с приземлением на толчковую ногу («пистолетиком»); - нахождение оптимального разбега. В каждом упражнении следить за плавным понижением ОЦМ на предпоследнем шаге; обратить внимание на режим разбега, добиваясь его постепенного ускорения. Для лучшего овладения ритмом разбега рекомендуется подсчет шагов голосом или хлопками. Задача 4. Обучить технике перехода через планку и приземлению. Освоению техники перехода через планку «перекидным» способом способствуют следующие упражнения: - стоя лицом к гимнастической стенке и держась за нее руками, подтянуть толчковую ногу, отведя колено и стопу в сторону, с поворотом таза; - то же упражнение, но в упоре лежа; - с шагом маховой ногой подтянуть толчковую ногу пяткой к ягодице и повернуться на 180°, после чего поставить толчковую ногу на землю; - прыжки с 1, 3 шагов разбега с подтягиванием толчковой ноги пяткой к ягодице и поворотом на 180°; - то же, но через наклонно поставленную планку; - лежа на гимнастическом коне (бревне), подтянуть толчковую ногу стопой к ягодице, колено повернуть наружу и свалиться с «коня»; - прыжки способом «перекидной» через планку, установленную на доступной высоте. Задача 5. Обучить прыжку в высоту способом «перекидной» в целом и совершенствование техники. На этом этапе обучения определяются индивидуальные особенности занимающихся. При совершенствовании техники прыжка необходимо коротко на каждом занятии повторить всю методику обучения — это помогает лучше усвоить технику прыжка в целом- Обучение прыжку способом «фосбери-флоп» Обучение технике прыжка способом «фосбери-флоп» возможно производить только там, где есть специальное оборудование (мяг-joie поролоновые маты для приземления), и требует соблюдения мер предосторожности, страховки. Задача 1. Ознакомить с техникой прыжка в высоту с разбега способом «фосбери-флоп». Средства те же, что и для других способов прыжка. Задача 2. Обучить технике отталкивания. Для освоения постановки ноги на место отталкивания применяются следующие упражнения: - имитация постановки толчковой ноги и отталкивания, стоя боком к гимнастической стенке и держась за нее рукой; - имитация постановки толчковой ноги и отталкивания в сочетании с махом ногой и руками на месте; - то же, но выполняя прыжок вверх; - то же, но выполняя движения в ходьбе, а затем — в беге, отталкиваясь на каждый 3-й, 5-й шаг; - отталкивание с доставанием подвешенного предмета головой или рукой. Выполняя подводящие упражнения для обучения отталкивания, необходимо следить за тем, чтобы постановка толчковой ноги осуществлялась на всю стопу движением вниз —назад (под себя) с поворотом бедра маховой ноги внутрь и отведением голени пяткой в сторону. Задача 3. Обучить технике разбега по дуге в сочетании с отталкиванием. Освоению техники разбега по дуге способствуют следующие упражнения: - бег по кругу радиусом 10—15 м; - бег по прямой с переходом на бег по кругу; - бег по кругу с отталкиванием вверх через 1, 3, 5 шагов; - бегание в вираж с отталкиванием на середине виража; - имитация отталкивания у планки, сохраняя движения бега по виражу; - доставание предмета (рукой, головой) с полного дугообразного разбега. При выполнении разбега по дуге необходимо следить за наклоном туловища внутрь круга и ускорением при входе в вираж. Обратить внимание на работу рук. Они выполняют перекрестное движение — «внешняя» рука несколько больше выносится поперек туловища, а «внутренняя» больше отводится назад. Задача 4. Обучить технике перехода через планку и приземлению. При изучении перехода через планку рекомендуется использо-^ть следующие упражнения: Жилкнп 257 - выполнение «мостика» из положения лежа на спине и из положения стоя; - запрыгивание на горку матов с места, отталкиваясь двумя ногами; - лежа поперек гимнастического коня, занять положение перехода через планку; - прыжки через резинку, стоя спиной к ней, отталкиваясь двумя ногами; - прыжки через резинку с места, отталкиваясь от мостика двумя ногами; - прыжки через планку способом «фосбери-флоп» с 3, 5, 7 шагов разбега по дуге. Только после многократного выполнения этих упражнений можно приступить к прыжкам через планку, с приземлением на поролоновую подушку высотой не менее 50 см. При выполнении прыжков в высоту способом «фосбери-флоп» с места, отталкиваясь двумя ногами, в полетной фазе необходимо голени оставить как можно ниже, подбородок прижать к груди, голову повернуть в сторону движения. После приземления на лопатки обучающийся кувырком назад заканчивает движение. Задача 5.Обучить технике прыжка в высоту способом «фосбери-флоп» в целом и ее совершенствование. На данном этапе обучения происходит определение индивидуальных особенностей, а также функциональных и двигательных возможностей занимающихся. С этой целью применяются следующие упражнения: - прыжки через планку (резинку) с короткого и полного разбега с акцентом на выполнение отдельных фаз прыжка; - прыжки через планку в целом, оценивая технику и результат; - прыжки с гимнастического мостика через планку на максимальной высоте; - выполнение имитационных упражнений, сходных по структуре и ритму движений основному двигательному действию; - прыжки с индивидуального разбега на максимальный результат. Во время совершенствования техники прыжка в целом необходимо постепенно поднимать планку, увеличивать скорость разбега и повышать эффективность ритмо-темповой структуры последних шагов разбега. На этом этапе полезно использовать метод поочередного сосредоточения внимания на отдельных элементах техники при выполнении прыжка в целом. Во время совершенствования нужно чаще применять имитационные упражнения, сходные по структуре изучаемого прыжка (рис. 104). Рассмотрите «Примерный план обучения технике прыжков в высоту». ")А1 |