МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Методы клинической психологии





Тема 1. Клиническая психология как наука. Предмет и структура дисциплины.

 

Клиническая (медицинская) психология – наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями (как психическими, так и соматическими); методы и приёмы диагностики психических отклонений и нарушений, дифференциацию психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов; особенности психологии лечебного взаимодействия (сотрудничество пациента с врачом и другими медицинскими работниками); психопрофилактические, психокоррекционные и психотерапевтические приёмы и средства помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматопсихический взаимовлияний.

 

Предмет клинической психологии:

а) расстройство (нарушение) психики и поведения человека

б) личностные и поведенческие особенности людей, страдающих различными заболеваниями

в) специфика влияния психологических факторов на возникновение, развитие и лечение болезней

г) особенности взаимоотношений больных людей и социальной микросреды, в которой они пребывают

 

медицина без психологии – ветеринария.

 

Задачи клинической психологии:

· Изучение психических и психологических факторов, влияющих на формирование болезни, на их профилактику и лечение и особенности влияния этих болезней на психику человека

· Психологический анализ проявлений различных болезней в их динамике

· Определение нарушений психики больного в зависимости от типа заболевания, установление характера взаимоотношений больного с медицинским персоналом и микросредой, в котором больной пребывает

· Разработка принципов и методов психологических исследований в клинике

· Разработка и изучение эффективности психологических методов влияния на психику человека в лечебно-профилактических целях

 

К разделам клинической психологии относятся:

1. Патопсихология

2. Соматопсихология (психология больных с различными заболеваниями – психология язвенных больных)

3. Неврозология

4. Нейропсихология

5. Психосоматическая медицина

6. Психология лечебного взаимодействия (взаимодействие пациента с врачами и мед.персоналом)!!! Важнейший раздел, который прежде всего обслуживает запросы практики

7. Возрастная клиническая психология

8. Психологическая реабилитация

9. Психогигиена и психопрофилактика

10. Психокоррекция

11. Психология девиантного поведения (лечение и коррекция зависимого поведения как химического, так и психологического)

 

Методы клинической психологии

Помимо общепсихологических методов, клиническая психология разработала и успешно применяет ряд специализированных методов психодиагностики и психокоррекции.

 

1.Беседа, клиническое диагностическое интервью

2.Наблюдение за поведением пациента (включённое наблюдение)

3.Анализ истории жизни пациента (сбор данных анамнеза и катамнеза)

4.Экспериментально-психологическое обследование: стандартизированные психодиагностические методики, различные тесты и личностные опросники, проективные методики исследования, рисуночные тесты, тесты со стимульным материалом, функционально-диагностические пробы:

· пато- и нейропсихологические исследования нарушения психических процессов



· некоторые нейрофизиологические методы

· провоцирующие методы

5.Стандартизированные самоотчёты

 

Кроме стандартизированных самоотчётов, с больным также могут проводиться элементы различных арт-терапевтических приёмов и методик. Например, спонтанное рисование на свободную тему или совместное рисование с психологом. В рамках психотерапевтического процесса могут ярко выделиться симптомы различных нарушений и отклонений. При помощи таких методов можно выявить синдром бреда преследования и бреда отношения.

 

Диагностические принципы-альтернативы клинической психологии:

1. Болезнь-личность

2. Нозос-патос

3. Реакция-состояние-развитие

4. Психотическое-непсихотическое

5. Экзогенное-эндогенное-психогенное

6. Дефект-выздоровление-хронификация

7. Адаптация-дезадаптация

8. Негативное-позитивное

9. Компенсация-декоменсация

 

На пути диагностического процесса возникают трудности, для решения которых и используется набор принципов-альтернатив. В нём заложены принципы феноменологического подхода в психологии и психиатрии. Этот подход заключается в том, что каждое целостное индивидуальное переживание человека (феномен) должно рассматриваться как многозначное, позволяющее понимать и объяснять его как в категориях психологических, так и психопатологических.

 

1.Болезнь-личность. Это принцип-альтернатива является основополагающим в диагностическом процессе. Он предполагает подход к любому психологическому феномену с двух альтернативных сторон: либо наблюдаемые проявления являются психопатологическими симптомами (признаками психической болезни), либо является признаком личностных особенностей (мировоззрение человека, культурные или национальные традиции, вера в нетрадиционные методы лечения и т.д.)

 

2.Нозос-патос. Любой психологический феномен можно трактовать в системе координат: нозос (болезнь) – болезненный процесс, имеющий динамику, патогенез, патос (патология) - патологическое состояние, отклонение развития, врождённая патология, олигофрения. Нозос имеет следующие характеристики: здоровье-болезнь.

Патос имеет такие характеристики: норма-патология.

Норма – 1/3 здоровья.

 

3.Экзогенное-эндогенное-психогенное. Некоторые симптомы и синдромы могут возникать преимущественно одним из этиопатогенетических путей:

· Экзогенным. Экзогенный тип психического реагирования представляет собой психические реакции состояния и развития, возникающие вследствие органических поражений головного мозга (черепно-мозговые травмы, сосудистые и инфекционные заболевания головного мозга, опухоли и интоксикации).

· Эндогенным. Под эндогенным типом психического реагирования понимают психические реакции и состояния развития, вызванные внутренними (эндогенными) наследственно-конституциональными причинами.

· Психогенным. К психогенному типу реагирования относятся психические реакции, состояния и развитие, причины которых кроются в психотравмирующем влиянии жизненных событий.

 

4.Дефек-выздоровление-хронификация. Этот принцип-альтернатива даёт возможность оценивать в зависимости от течения клинической картины психического заболевания состояния, которые возникают уже после исчезновения психопатологических симптомов. Дефектом в психиатрии называется продолжительное и необратимое нарушение любой психической функции (личностный дефект, когнитивный дефект). Дефект может быть врождённым или приобретённым. В настоящее время термин «дефект» употребляют к приобретённым психическим расстройствам и обусловлен перенесённым психическим заболеванием. Например, шизофренический дефект – стойкое состояние с проявлением психопатологических синдромов, когда острого состояния у больного уже не наблюдается. Наиболее характерным проявлением дефекта являются негативные расстройства. К стойкому дефекту относится олигофрения

Противоположность дефекта – выздоровление – полное восстановление утраченных психических функций во время нервно-психического заболевания.

Хронификация психических расстройств – это когда в клинической картине болезни продолжают проявляться психопатологические симптомы и синдромы. Это чаще всего бывает при вялотекущей шизофрении.

 

5.Адаптация-дезадаптация. Компенсация-декомпенсация. Эти принципы-альтернативы дают возможность рассматривать нервно-психическое заболевание в связи с их влиянием на социально-психологические функции. Благодаря им можно оценить насколько человек может совладать с имеющимися у него нарушениями. Это также позволяет наметить пути и выбрать методы психологического воздействия с целью психопрофилактики и психотерапии.

Адаптация – процесс приспособления организма или личности к условиям окружающей среды. При адаптации человек как бы смиряется с новым болезненным статусом, приспосабливается к нему и может работать, имея психопатологические синдромы. Например, человек может нормально работать, проживать в семье, его будут считать психически нормальным, но при этом, человек будет чувствовать воздействие на него галлюцинаторными образами.

Компенсация – состояние полного или частичного замещения нарушенных во время болезни психических функций. При компенсации происходит замещение утраченных психических функций другими, наиболее приемлемыми личности. При компенсации человек с умственной отсталостью выполняет физическую работу. Эпилептоидный психопат устраивается работать бухгалтером. Декомпенсация – когда человек не может компенсировать дефект.

 

6. Позитивное-негативное. С помощью этих принципов-альтернатив в психиатрии можно оценивать то состояние, которое у человека есть на данный момент (активная форма заболевания, или хроническое течение болезни). К позитивным (продуктивное) симптомам в психиатрии относят те симптомы и синдромы, которые называются так называемой болезненной надстройкой над здоровыми психологическими функциями человека. То есть наличие симптомов и синдромов как бы прибавляют к тому, что у больного человека уже есть. К позитивным можно отнести большинство известных психопатологических симптомокомплексов. Примеры: резонёрство (бесплодное мудрствование). Негативные (дифицитарные) симптомы – это психопатологические феномены, соответствующие выпадению тех или иных психических процессов. Другими словами, к психическим процессам не добавляется ничего нового, а лишь убирается то, что было свойственно человеку до болезни. Пример: деменция – приобретённая умственная отсталость (в следствие деструктивных изменений коры г/м как экзогенного так и эндогенного генеза).

 

7.Симуляция-дисимуляция-агравация. Эти принципы-альтернативы, которые позволяют оценить степени нарушенных психических функций или же степень здоровья. Симуляция – притворное изображение болезни с корыстной целью. Симулянт своим притворным поведением стремится получить для себя выгоду. Например: освободится от наказания, получить инвалидность. Чаще всего симулируются состояния речедвигательного возбуждения, слабоумия, галлюцинации и бреда. При длительной симуляции обнаруживаются выраженные в различной степени отгороженность между больным и врачом, изображение детской наивности и потери знаний, усиление своих особенностей и переживаний. Метасимуляция – удерживание картины перенесённого психического заболевания.

Агравация – усиление признаков психической болезни. Дисимуляция – уменьшение признаков существующей болезни.

 

8.Реакция-состояние-развитие. Реакция – любой ответ организма на изменение как во внутреннем, так и во внешне пространстве человека. От физико-биохимических изменений в каждой отдельной клетке до условного рефлекса. В психиатрии если симптомы и синдромы наблюдаются до 6 месяцев – это носит название реакции. Если симптоматика наблюдается до года – это заболевание. Это стабильное проявление или симптомов болезни, или признаков здоровья. Развитие – проявление симптомов и синдромов нервно-психического заболевания в динамике.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.