МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

I. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира.





СОДЕРЖАНИЕ Пространственная ориентировка

1. Коррекционная программа по пространственной
ориентировке слепых дошкольников

2. Методические рекомендации к работе по про­
странственной ориентировке слепых дошкольников

Приложение 1. Методика обследования исходного уровня готовности к обучению пространственной ори­ентировке ребенка со зрительной патологией

Приложение 2. Карта обследования исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентиров­ке ребенка дошкольного возраста со зрительной пато­логией

Тифлографика

1. Коррекционная программа по тифлографике для
слепых дошкольников

2. Методические рекомендации к работе по тифло­
фафике со слепыми дошкольниками

Приложение 1. Карта обследования готовности сле­пых детей к усвоению профаммы по тифлофафике „Приложение 2. Содержание и организация семинара по тифлофафике для тифлопедагогов и воспитателей

Коммуникативная деятельность

1. Коррекционная профамма по коммуникативной
деятельности для слепых дошкольников

2. Методические рекомендации к работе тифлопеда­
гога по коммуникативной деятельности слепых дошко­
льников

Приложение 1. Примерная карта обследования уровня сформированное™ неречевых средств общения Литература


5 6

34 41 42 57 63 65 67 68

89 91


 


\


© Подпрограмма "Дети - инвалиды". 1995


Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга

Физическое воспитание93

1. Коррекционная программа по физическому воспи­
танию для слепых дошкольников 94

2. Методические рекомендации к работе тифлопеда­
гога по физическому воспитанию слепых дошкольни­
ков 111

Приложение 1. Обследование динамики физического
развития ребенка 118

Литература 125

Лечебная физкультура как средство коррекции фи­
зического развития дошкольников с тяжелой зри­
тельной патологией
129
Литература 158


Специальные коррекционные нренрцммы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА

Коррекционная программа для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога


 


© Президентская программа "Дети России", 1995


Автор-составитель

i Л. А. Рудакова,

методический руководитель

Консультативно-практического центра

по абилитации детей со зрительной патологией

Подмрофамма "Деш - инпалнды", 1995


_____ Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из наиболее актуальных проблем развития и воспитания дошкольников с тяжелой зрительной патологией (тотально слепые и слепые с остаточным зрением) и их социально-бытовой самостоя­тельности была и остается проблема обучения ориентировке и мо­бильности.

Самостоятельная ориентировка в пространстве инвалидов детст­ва (по зрению) рассматривается тифлологией как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление изоляции незрячего человека среди людей с нормальным зрением.

Понятие «пространственная ориентировка» трактуется рядом ав­торов неоднозначно (В. А. Глебов, А. Г. Литвак, М. Н. Наумов, Ю. И. Петров, В. С. Сверлов, А. П. Садчиков, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова и др<). Но все авторы указывают, что незрячие способны ориентироваться в замкнутом и свободном пространствах на суженной сенсорной основе, что овладение умениями и навыками самостоятельной ориентировки предполагает целенаправленное обу­чение с учетом особенностей познавательной деятельности инвалида по зрению, времени и степени утраты зрения.



Под ориентировкой в пространстве мы понимаем способность слепого ребенка определять свое местонахождение среди окружаю­щих его предметов и объектов, направление выбранного движения, обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.

Специалистами в области дошкольного воспитания убедительно доказано, что эффективность овладения слепым с детства простран­ством связана с необходимостью раннего управления процессом обу­чения, что позволяе! снять фобию (страх) пространства у слепых де-тсн в сензитивный период их развития.


Специальные коррекнионные программы" для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения

Созданная в нашей стране сеть специальных дошкольных учре­ждений для детей с тяжелой зрительной патологией дает возмож­ность своевременно включиться в процесс развития ребенка, скор­ректировать навыки пространственной ориентировки и мобильности, что возможно при реализации специальной программы, которая учи­тывает системность и одновременно решение целого ряда задач в соответствии с уровнем развития ребенка и его компенсаторными возможностями.

Основные задачиобучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной патологией:

- формирование потребности в самостоятельной ориентировке;

- преодоление страха пространства и неуверенности в своих си­
лах;

- овладение ориентировкой на своем теле;

- обучение способам и приемам ориентировки в микропро­
странстве (за столом, на листе бумаги, в книге);

- формирование необходимых специальных умений и навыков
самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством
и ориентировки в нем;

- обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и
взрослыми;

- ознакомление с приемами ориентировки при помощи вспомо­
гательных средств (трость, звуковые сигналы).

Решение этих задач предполагает осуществление комплексногоподхода к определению содержания программы.

Современные исследования тифлопедагогической и тифлопси-хологической наук, а также опыт работы с дошкольниками в абили-тационном Центре Санкт-Петербурга выявили условияовладения не­зрячими дошкольниками умениями ориентировки в окружающем пространстве:

- развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов
воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира);


 


© 11|>чи,1сикк.ы


MJ "Дин Poiuih", IW5


Полнртрамма "Дети - инвалиды". 1995


ч


Специальные коррекционные прораммы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения


Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валлснберга___

- развитие общих представлений (накопление необходимого за­
паса предметных и пространственных представлений, овладение
способами восприятия);

- развитие движений (сформированность правильной позы, по­
ходки при ориентировке и обследовании);

- развитие навыков мобильности (преодоление страха простран­
ства, формирование интереса к данному виду деятельности). В соот­
ветствии с выделенными задачами и условиями обучения простран­
ственной ориентировке программа включает в себя шесть разделов:

РазделI. Развитие готовности сохранных анализаторов к обуче­нию пространственной ориентировке.

Раздел II. Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в микропространстве.

Раздел III.Формирование представлений о предметах, напол­няющих замкнутое пространство.

РазделIV. Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах.

РазделV. Развитие общей моторики, формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке.

РазделVI. Совместная ориентировка со зрячими (взрослыми и сверстниками).

Важным фактором реализации программы является единство действий медицинского, педагогического персонала и родителей.

Программа рассчитана на четыре года пребывания в специаль­ном дошкольном учреждении. Распределение программного мате­риала дано не по возрастным группам, а по годам обучения. Объяс­няется это частым отставанием ребенка с нарушенным зрением в развитии и наличием у него к моменту поступления в дошкольное учреждение целого ряда вторичных отклонений.

Построение программы идет по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объема знаний, усложнение содержа­ния материала на каждом году обучения.

Президентская программа "Деги России", 1995


Основной организационной формой обучения пространственной ориентировке является коррекционное занятие, проводимое индиви­дуально или с подгруппой специалистом-тифлопедагогом.

Успешное усвоение программы предполагает закрепление сфор­мированных умений на фронтальном занятии, в игре, на прогулке, включение в занятие разнообразных заданий и упражнений, связан­ных с изученными ранее темами. В целях поддержания интереса у незрячих дошкольников к обучению ориентировке следует прово­дить занятия в игровой форме, используя при этом пособия, игруш­ки и проводя дидактические игры, доступные для восприятия незря­чих.

Обучение пространственной ориентировке возможно только при наличии индивидуального подхода к каждому ребенку с тяжелой зрительной патологией, учитывающего характер его дефекта, осо­бенности личности и предыдущий опыт жизни.

Успешность реализации программы предполагает знание тифло­педагогом исходного уровня готовности детей к овладению данным видом деятельности. В связи с этим педагог по своему усмотрению может планировать свою работу, выбирая формы и методы обучения для каждой конкретной группы дошкольников.

Нами разработана примерная карта обследования исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке ре­бенка дошкольного возраста со зрительной патологией. К ней при­лагается пояснительная записка и методика обследования (см. При­ложение 1 и 2).

Разработанная система обучения ориентировке дошкольников апробировалась в течение 2-х лет в Санкт-Петербургском абилита-ционном Центре для детей со зрительной патологией.

Впервые с детьми 4-6 лет проводились игры-занятия с тростью. Чем раньше ребенку давалась трость, тем естественнее он чувствовал себя в последующие периоды жизни (к программе приложены мето­дические рекомендации ло использованию трости).

Предлагаемая программа обучения ориентировке в пространстве дошкольников с тяжелыми зрительными дефектами является экспе-

© Поциршрамма "Дин - шшалчды", 1495



Международный унивсрсиил семьи и ребенка имени Рауля Bamicnficpia


Специальные коррскнпонпые мршраммы дня дошкольников с 1ИЖО1ЫМП нарушениям» фения


II


 



риментальной. В ходе дальнейшей работы в нее будут вноситься уточнения и добавления с учетом особенностей и практического ус­воения материала детьми со зрительной патологией.

Для более успешной реализации данном программы желательно иметь в штате педагога-дефектолога, специально занимающегося обучением ориентировке в пространстве, но координирующего свою деятельность со всеми специалистами, работающими в Центре.

Обучение пространственной ориентировке предполагает обору­дование специального кабинета (примерный перечень оборудования кабинета прилагается).

Занятия проводятся как в кабинете, так и в других помещениях дошкольного учреждения, а также на прогулке, ближайших улицах и в городском транспорте. Тифлопедагог по обучению пространствен­ной ориентировке поддерживает тесный контакт с родителями, обу­чая их основным приемам работы по закреплению умений и навыков ориентировки в незнакомом пространстве.

Примечание. Программа по ориентировке является примерной. Ребенок в силу объективных причин может полностью не усвоить программу для его возраста и года пребывания в Центре. Тифлопеда­гог учитывает этот факт и закрепляет необходимые умения, без ко­торых невозможно приступить к усвоению программного материала следующего года.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I год обучения

I. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира.

/. Развитие мелкой моторики.

Формировать захватывающие движения ладонью, пальцами, уме­ние удерживать и манипулировать предметами, необходимыми в бы­ту (полотенце, расческа, ложка, чашка, тарелка, карандаши, кисть и

Президентская программа "Да и России", 1995


др.), и игрушками. Развивать умение вкладывать, нанизывать, шнуро­вать, завязывать.

2. Развитие осязательного восприятия пространства.

Формировать способы активною осязания (дети могут передви­гаться, ощупывая руками стены, шкафы, кровати); умение различать и сопоставлять некоторые свойства предметов по форме, температу­ре, характеру поверхности, материалу (бумага, ткань).

Формировать умения распознавать подошвами ног некоторые покрытия (ковер в кукольном уголке, кафельный пол в туалете, пар­кет и линолеум в групповом помещении); соотносить конкретные признаки с некоторыми помещениями ("Скажи, где ты находишься? Какая это комната? Что в ней делают?").

3. Развитие слухового восприятия пространства.

Развивать умения локализовать направление по звуку, голосу (неподвижный и перемещающийся источник в замкнутом простран­стве); игры со звучащим мячом, колокольчиком; узнавать предметы по звукам, сопровождающим действие с ними (предметы обихода, находящиеся в постоянном пользовании у детей в детском саду и дома).

Формировать умение различать по голосам окружающих людей (мама, воспитатель, няня, медсестра и др.); узнавать голоса живот­ных.

4. Развитие обонятельного восприятия.

Подводить детей к пониманию того, что предметы имеют разные запахи. Знакомить детей с некоторыми запахами и учить локализо­вать их (запах пищи, медкабинета).

5. Развитие зрительного восприятия пространства.
Формировать умение узнавать предметы знакомого пространства

с помощью остаточного зрения, учить выделять зрительные признаки предметов, наполняющих знакомое пространство (цвет, форма, ве­личина), воспринимать хорошо знакомые предметы в контрастном цветовом изображении.

Примечание. Усвоение первого раздела программы предполагает активную работу основного тифлопедагога и воспитателя группы.

© IlojiiipoipaMM.i "Дсш- HiiMiiuiiil", 1995


f



Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленбсрга


Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения



 


Специалист-ориентировщик упражняет сохранные анализаторы в восприятии предметов, наполняющих окружающее пространство. Данное примечание относится к первому разделу программы по всем годам обучения.

II. Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в
микропространстве.

/. Ориентировка на своем теле и телах близких людей.

Формировать представления о собственном теле ребенка, умение находить и показывать части тела и лица, определять парные орга­ны.

Развивать умение ориентироваться по сторонам собственного тела «на себя» и «от себя», правильно употреблять слова «справа», «слева», различать пространственное направление и уметь показы­вать: впереди-вперед, сзади-назад, налево-слева, направо-справа, вверху-внизу, напротив; правильно употреблять в речи предлоги «за», «перед».

2. Ориентировка в микропространстве.

Обучать элементарным навыкам ориентировки за столом во время еды и учебно-игровой деятельности, ориентировке на индиви­дуальном фланелеграфе и на листе во время рисования, в книге при рассматривании иллюстраций.

III. Формирование представлений о предметах, наполняющих
пространство.

Формировать представления о предметах, наполняющих знако­мое пространство (дом, квартира, детский сад): игрушки, мебель, по­суда, одежда; формировать навыки обследования данных предметов; учить использовать эти предметы в практической деятельности и при ориентировке; соотносить реальные предметы с их моделями, цвет­ным изображением.


IV. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном про­
странствах.

Учить ориентировке на основе непосредственного чувственного восприятия (расположение групповых помещений: раздевалка, игро­вая комната, спальня, туалет, игровая площадка группы).

Изучать пространственную соотнесенность предметов (место­положение предметов: место шкафчика, кровати, игрушек).

Обучать по различным признакам определять предметы обихода и ближайшего окружения, их положения в пространстве, указывать направление движения в пространстве этих предметов.

Формировать навыки все ставить и класть на свои места и на­выки безопасного передвижения в пространстве..

Формировать временные понятия (день-ночь).

V. Развитие общей моторики. Формирование правильной по­
зы и жеста при обследовании предметов и ориентировке.

Развивать умение ходить и бегать, согласуя движения рук и ног, сохранять равновесие на ограниченной площади опоры, учить хо­дить в колонне, парами.

Формировать правильную позу в положении стоя, сидя за сто­лом, в кресле, при ходьбе, при передвижении и действии с игрушка­ми-каталками и игрушками-двигателями (подготовка к действию с тростью).

Формировать правильный жест, указывающий, направление.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.