МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Аналитико-синтетический тип восприятия.





Дети выделяют элементы экспрессии и одновременно.обобщают их. Экспериментально доказано, что в младшем школьном возрасте у детей с тяжелыми нарушениями зрения ведущим является диффуз-но-локальный тип.

По данным современной литературы, несформированность нере­чевых средств общения приводит к появлению навязчивых стерео­типных движений у слепых: нередко такой ребенок стоит, производя маятникообразные движения туловищем, крутя в руках какой-то мелкий предмет разговаривая сам с собой. Вывести его из этого со­стояния удается с трудом: ребенок полностью погружен в свой внут­ренний мир и не желает контактировать с окружающими.

Как следствие всего вышеизложенного особо необходимо отмс­тить трудности в общении детей с нарушениями зрения с нормально видящими сверстниками и взрослыми, которые отражаются на ак­тивности и самостоятельности, на продуктивности их деятельности, способствуют возникновению различных негативных свойств личио1-сти и в отдельных случаях приводят ксепаратизму психики, отчуж­дению личности в целом.

Объем и задачипояснительной записки не позволяют изложить

се трудНОСТИ общения слепых и слабовидящих детей в школьный

Риод их жизни. Подробно с ними можно познакомиться в литера-

• Приведенные факты лишь подчеркивают необходимость целе-равленного управления процессом развития у дошкольников с

Лои 3Рительной патологией неречевых средств общения в сензи-

© Подмрофамма "Дети - инвалиды", 1995


Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения



 


тивный период их жизни с учетом особенностей познавательной деятельности ребенка в условиях сенсорной зрительной депривации. Настоящая программа и методические рекомендации к ее реали­зации направлены на восполнение пробела в тифлопедагогике и призваны вооружить специалистов дошкольного воспитания систе­мой обучения неречевым средствам общения детей с тяжелой зри­тельной патологией с учетом их возрастных особенностей.

Программа разработана на основе анализа научной литературы и опыта работы дошкольных учреждений для детей с нарушением зре­ния. Учитывая, что речевые средства общения формируются наибо­лее полно и правильно на основе овладения экспрессивно-мимическими и предметно-действенными способами общения, пред­лагаемую программу следует рассматривать как первую часть посо­бия по формированию коммуникативной деятельности у детей со зрительной депривацией.

Программа составлена по годам пребывания ребенка в специ­альном дошкольном учреждении и рассчитана на 4 года. Это связано с тем, что паспортный возраст поступающих в ясли-сад детей не все­гда соответствует уровню сформированное™ у них неречевых средств общения. Некоторые слепые дети в 5 - 6 лет не владеют не­речевыми способами общения даже на уровне трехлетних зрячих де­тей

Основными задачами обучения неречевым средствам общения слепых и слабовидящих детей в условиях специального дошкольного

учреждения, являются:

- развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата,
осуществляющего мимические, жестовые и пантомимические движе­
ния;

- развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;

- формирование алгоритма восприятия лица и тела;



- обучение способам ориентировки на себе, от себя - в микро-

и макропространстве;

- обучение механизму произвольного воспроизведения изолиро­
ванных мимики, жеста, интонации;

Президентская программа "Дети России", 1995


 

- обучение восприятию и воспроизведению выразительных поз и
жестов, присущих человеку при выполнении различных видов дея­
тельности;

- обучение адекватному восприятию выразительных поз живот-
пых (в соответствии с программой дошкольного воспитания);

- обучение восприятию эмоциональных состояний собеседника
по их внешним неречевым проявлениям;

- формирование приемов и методов воспроизведения основных
эмоций неречевыми средствами;

- обучение умению словесно описывать эмоциональные состоя­
ния и характеризовать внешние их проявления у себя, у собеседни­
ка, персонажа литературного произведения и т. п.;

- формирование потребности в сопереживании;

- формирование интереса к общению;

- закладывание основы самоконтроля и произвольной психоре­
гуляции.

Формы обучения:

1. Индивидуальные и подгрупповые занятия тифлопедагога, в
которых формируются знания, умения и навыки адекватно воспри­
нимать и правильно воспроизводить неречевые проявления.

2. Групповые занятия воспитателя, который под руководством и
при участии тифлопедагога в процессе организации игровой, трудо­
вой и свободной деятельности закрепляет и совершенствует сформи­
рованные дефектологом неречевые средства общения.

3. Следуя тезису о взаимосвязи и преемственности в работе всех
специалистов дошкольного учреждения для детей с нарушением зре­
ния, логопед, психолог, музыкальный работник, тренер ЛФК и др.
специалисты планируют свою работу с учетом рекомендаций дефек-
толога.

4- Проведение тифлопедагогом лекций, бесед, индивидуальных консультаций для родителей.

римечание. В процессе работы всего педагогического коллек-важно предусмотреть реализацию следующих задач: восприятие Реса к окружающим людям, взаимоуважение и взаимодоверие;

© Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995



Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленбсрга


Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения



 


создание ситуаций, позволяющих ребенку проявить и развить свои способности, развитие адекватной оценочной деятельности, направ­ленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих по внешним проявлениям.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I год обучения

На первом году обучения основной упор делается на развитие и укрепление мышечного аппарата, производящего мимические и жес-товые движения, а также на формирование умения адекватно вос­принимать и правильно воспроизводить несложные мимические и жестовые движения. Обучение новому движению начинается с вы­полнения его сопряженно с педагогом, затем ребенок выполняет движения за педагогом, отраженно и только после успешного вы­полнения и закрепления сформированного навыка педагог предлага­ет ребенку выполнить действие по словесной установке, самостоя­тельно. Когда дети усвоили необходимые умения и навыки, приду­мываются короткие несложные этюды с использованием адаптиро­ванного наглядного материала, в которых участвуют 1-2 ребенка. Педагог направляет и уточняет действия детей, стараясь добиться полной самостоятельности в пользовании сформированными средст­вами общения.

I раздел. Развитие мышечногр аппарата экспрессивных зон лица и обучение элементам мимических движений:

а) развитие зоны бровей: учить опускать и поднимать брови,

сдвигать их;

б) развитие мышц губ: учить выпячивать губы вперед, делать

улыбку, показывать передние зубки;

в) развитие мышц щек: учить надувать и втягивать щеки;

г) развитие мышц языка: учить умению уложить широкий и уз­
кий язык, поднять кончик языка вверх, на верхние зубы, на верхнюю

Президентская программа "Дети России", 1995


губу, уложить на нижнюю губу, покачать «маятником», поиграть в «болтушку».

П раздел. Развитие мышечного аппарата, участвующего в жесто-вых и пантомимических движениях:

а) развитие мышц шеи: медленные круговые движения головы
слева направо и справа налево, учить класть голову на правое-левое
плечо, грудь, откидывать голову назад;

б) развитие мышц плеч: поднимать плечи вверх, опускать их од­
новременно и попеременно;

в) развитие мелкой моторики: использование комплексов паль­
чиковой гимнастики, пристежек, шнуровок и т. п.

Ш раздел. Формирование алгоритма восприятия схемы лица и тела: на себе, на другом человеке, на живом объекте (животные), на чучеле.

IV раздел. Обучение восприятию и правильному воспроизведе­
нию мимических и жестовых движений с соответствующей интона­
цией на живом объекте - на себе, на другом человеке:

- мимика: улыбка, спокойное состояние, плач;

- жесты: да, нет, нельзя, до свидания, здравствуйте, спасибо,
можно я отвечу, тише, это я, это мое;

- интонация: в соответствии с мимикой и жестами.

V раздел. Формирование умения определять значение мимики,
жеста, позы на объектной картинке (слабовидящие дети):

- эмоция: радость, горе, спокойное состояние;

- поза: мама качает ребенка, подметаю пол, поза маляра, поза
водителя автобуса, поза идущего старого человека, поза идущего,
солдата.

VI раздел. Обучение умению определять формируемые эмоцио­
нальные состояния персонажей в сюжетном изображении
(слабовидящие дети).

Н

раздел. Формирование умения пользоваться следующими речевыми средствами общения на практике, адекватно восприни-и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной Деятельности, пантомима:

то я делаю: чищу зубы, мою лицо и руки, вытираю их, ем маленького

Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995



шпсрситет семьи и ребенка имени Рауля Валлеиберга

- что я чувствую: светит солнышко, болит живот (зуб)^ потерял­
ся, когда пошел с мамой в магазин, ем вкусную конфету;

- чью работу я делаю: маляр, водитель, землекоп;

- какому животному я подражаю: заяц, медведь, петух;

- различные походки: солдата, спешащего человека, старого че­
ловека.

VIII раздел.Формирование умения управлять своими эмоциями:

- расслабление отдельных групп мышц;

- развитие внимания.

IX раздел. Культура общения: как знакомиться с детьми, как
прощаться, как здороваться, как благодарить, как попросить у това­
рища игрушку, как вести себя за столом, как принимать гостей.

Примечание. Все формируемые действия и движения обязатель­на оречевляются.

Уровень умений и навыковпосле Iгода обучения:

- уметь совершать произвольно мимические и жестовые движе­
ния с небольшой помощью педагога;

- уметь ориентироваться по алгоритму в схеме лица и тела че­
ловека и животного с помощью педагога;

- уметь воспроизводить и воспринимать эмоции: радость, плач,
спокойное состояние самостоятельно;

- уметь воспроизводить и самостоятельно воспринимать жесты:
да, нет, нельзя, до свидания, здравствуйте, не знаю, можно я отвечу,

спасибо;

- улеть принять позу и узнавать по позе совершаемое действие с

помощью педагога;

- уметь в несложном сюжетном изображении самостоятельно
воспринимать настроение персонажей и правильно воспроизводить

его с помощью педагога;

© Пре шдентская программа "Дети России", 1995

- уметь с помощью педагога определить настроение, переданное
музыкальным произведением либо адаптированной пейзажной кар-
тиной (слабовидящие дети);


 

Специальные коррсышонпые программы для дошкольников с |яжелым нарушением чрения

_ уметь самостоятельно воспроизводить пантомиму по словесной становке, данной педагогом в соответствии с программными требо-

вайиями;

_ уметь произвольно расслаблять и напрягать отдельные группы

мышц;

- уметь в сюжетно-ролевой игре вести себя за столом, прини­
мать гостей - с небольшой помощью педагога;

- уметь с небольшой помощью педагога познакомиться с друга-
ми ребятами, попросить у товарища игрушку, используя неречевые
средства общения;

- уметь самостоятельно, пользуясь неречевыми и речевыми
средствами общения, здороваться, благодарить, прощаться;

- уметь оречевлять свои движения и действия в пределах сфор­
мированных навыков самостоятельно.

IIгод обучения

На втором году обучения закрепляются знания, умения и навы­ки, сформированные за первый год, тренируется мышечный аппарат, производящий мимические и жестовые движения. Постепенно ус­ложняется дидактический материал при формировании навыка поль­зования средствами общения. В работе над этюдами участвуют два действующих лица, педагог поощряет пользование неречевыми сред­ствами общения в практических жизненных ситуациях.

I раздел.Продолжать развивать мышечный аппарат, необходи­мый для воспроизведения мимических движений. Усложнять задания за счет введения новых, более сложных движений и увеличения чис­ла однотипных движений.

" раздел.Продолжать развивать мышцы, производящие жесто-

движения, используя комплексы занятий по физическому и му-

ьному воспитанию в соответствии с возрастом, особенностями

Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995

атического развития и характером зрительной патологии, а также спользуя комплексы пальчиковой гимнастики.



Международный университет семьи иребенка имени РауляВалленберга


Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения



 


Ш раздел. Продолжать формировать алгоритм восприятия схе­мы лица и тела человека и животного в сочетании с развитием ори­ентировки в макро- и микропространстве: на себе, на другом чело­веке, на животном (живой объект), на чучеле животного, на муляже, на схеме-символе лица и тела, на фотороботе.

IVраздел. Обучение восприятию и правильному воспроизведе­
нию мимических и жестовых движений с соответствующей интона­
цией на себе и на другом человеке:

а) мимика:

- закрепление предыдущего материала;

- обучение: гнев, страх;

б) жесты:

- закрепление материала первого года обучения;

- обучение жестам: стой, иди, бранить кого-то, стучать в дверь,
движение боксера, чуточку, капельку;

в) интонация: в соответствии с мимикой и жестами.

V раздел. Формирование умения определять значение мимики,
жеста, позы на объектной картинке (слабовидящие дети):

а) эмоция:

- закрепление предыдущего материала;

- формирование: гнев, страх;

б) поза:

- закрепление предыдущего материала;

- формирование: поза, когда моют посуду, чистят зубы, обувь,
развешивают белье, вытирают пьшь, поза дровосека, сапожника,
плотника.

VIраздел.

1. Обучение умению определять формируемые эмоциональные
состояния у героев сюжетных изображений (слабовидящие дети).

2. Закрепление умения воспринимать и воспроизводить эмоцио­
нальные состояния сформированные на первом году обучения у ге­
роев сюжетных изображений (слабовидящие дети).

VIIраздел. Формирование умения пользоваться следующими
неречевыми средствами общения на практике, адекватно воспринИ'

© Пройден гская программа "Дети России", 1995


мать и правильно воспроизводить их в игровой, трудовой, свободной деятельности (пантомима):

- что я делаю: развешиваю белье, чищу обувь, мою посуду, вы­
тираю пыль;

_ что я чувствую: очень холодно, получил под|арок, кто-то отни­мает любимую игрушку,

- чью работу я делаю: плотника, сапожника, дровосека;

- различные походки: манекенщицы, спортсмена, копуши, когда
не хочу идти к врачу, а мама говорит, что надо;

- какому животному подражаю: лошадка, лягушка, курица» утка,
ежик, волк.

VHIраздел. Формирование умения управлять своими эмоциями. Формирование способов преодоления двигателыного автоматизма, используя навык произвольного расслабления и сокращения мышц.

IX раздел.Культура общения: ситуации первюго года обучения закреплять в самостоятельной практической деятельности; обучать ситуациям: как читать стихи, как слушать чтение художественных произведений другим человеком.

Примечание. Все сформированные на первом году обучения и формируемые в данный момент действия и движения обязательно оречевляются.

Уровень умений и навыков после II гола обучения:

- уметь ориентироваться по алгоритму в схеме лица и тела че­
ловека и животного самостоятельно;

- уметь воспроизводить и воспринимать эмощии в соответствии
с программой первого и второго года обучения самостоятельно;

- уметь воспроизводить и воспринимать жестовые движения в
оответствии с программой первого и второго гада обучения само­
стоятельно;

- уметь выполнять позу и узнавать по позе совершаемое дейст-
е в со°тветствии с программой первого года обучения самостоя-

ьно, второго года обучения - с помощью педагога;

- уметь определять настроение музыкального произведения, ли-
"еизажной картины (слабовидящие детм) самостоятельно

© Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995


г



Международный униперенгс! семьи и ребенка имени Рауля Валлснбсрга


Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения



 


(предъявляемый дидактический материал должен соответствовать вышеизложенным принципам обучения);

- уметь самостоятельно использовать в жизненных ситуациях
пантомимические навыки, полученные на первом тду обучения;

- уметь с небольшой помощью педагога пользоваться навыками
неречевого общения, сформированными на втором году обучения;

- уметь использовать с помощью педагсиа способы преодоления
двигательного автоматизма;

- уметь самостоятельно познакомиться с другим ребенком, по­
просить у товарища игрушку, исполыуя неречевые способы обще­
ния;

- уметь слушать и читать стихи самостоятельно;

- использовать эти же навыки в жизненных ситуациях с помо­
щью педагога;

- уметь оречевлять свои движения и действия в пределах сфор­
мированных навыков самостоятельно.

III год обучения

На третьем году обучения в качестве основной ставится задача сформировать умение правильно воспринимать и воспроизводить ос­новные мимические и жестовые движения и научить умению пользо­ваться ими в жизненных ситуациях. Научить по эмоциональным не­речевым проявлениям определять настроение собеседника и копиро­вать его, пользуясь мимикой и жестами, вокальной мимикой. Моде­лирование ситуаций усложняется за счет увеличения количества дей­ствующих лиц до трех участников.

I раздел. Продолжать совершенствовать мышечный аппарат,
участвующий в выполнении мимических и жестовых движений.

II раздел. Закреплять умение правильно воспринимать схем)
лица и тела по алгоритму (человек и животное): на муляже, барель­
ефе, рельефе, адаптированном рисунке (детям с остаточным зрени­
ем); схему-символ лица и тела на фотороботе.


Ш раздел. Обучение восприятию и воспроизведению мимиче-ких и жестовых движений и соответствующей интонации (на живом объекте): закрепление предыдущего материала на уровне самостоя­тельного пользования навыком:

- мимика: удивление, вина, обида;

- жесты: набираю телефонный номер, давай помиримся, жест
упрямства, высокий, низкий, длинный, короткий;

IV раздел. Формирование умения определять значение и вос­
производить мимику, жест и позы на объектной картинке
(слабовидящие дети):

а) эмоция:

- закрепление предыдущего материала на уровне самостоятель­
ного пользования навыком;

- новый материал: удивление, вина, обида;

б) жесты:

- закрепление предыдущего материала;

- новый материал: движения регулировщика, садовника, поли­
вающего цветы, сгребающего листья, копающего яму; подметающего
пол человека.

V раздел. Обучение восприятию и воспроизведению неречевых
средств общения в сюжетном изображении:

а) закрепление материала первого и второго годов обучения;

б) формирование умения определять и воспроизводить мимику,
жесты, позы героев сюжетных изображений в соответствии с про­
граммой третьего года обучения.

*1 раздел. Формирование умения пользоваться на практике, адекватно воспринимать и правильно воспроизводить следующие средства общения:

а) формирование новых навыков в пантомиме: что я делаю: игра с котенком, что-то попало на зуб, гуляю с

к°и, собираю грибы (цветы, ягоды), листаю книжку с картинка­ми;

ми;

что я чувствую: очень жарко, хочу спать, разбил дорогую вазу,

ел радугу;


 


© Прсшденгская профамма "Дсш Росши", 1995


© Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995



Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга


Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения



 


I


 

- чью работу я делаю: регулировщика движения, садовника,
скрипача, дворника;

- какому животному я подражаю: ворона, кошка, черепаха;

- различные походки: балерины, усталого человека, когда жму г

ботинки;

б) закрепление пантомимических навыков первого и второго го­дов обучения с использованием их в свободной деятельности.

VII раздел.Формирование умений управлять своими эмоциями'
расслабляться и напрягаться произвольно, продолжать формировать
умение преодолевать двигательный автоматизм, застенчивость и ро­
бость.

VIII раздел.Формирование навыка культурного общения: -си­
туации первого и второго годов обучения закреплять в самостоя­
тельной практической деятельности; обучать ситуациям: как вести
себя в магазине, как разговаривать по телефону, как войти (в группу
и т. п.) если опоздал.

Примечание. Все сформированные на первом и втором годах обучения, а также формируемые на третьем году действия и движе­ния обязательно оречевляются.

Уровень умений и навыков после Ш года обучения:

- иметь сформированную мышечную систему, способную в пол­
ном объеме осуществлять мимические, жестовые и пантомимические

движения;

- уметь координировать мимические и жестовые движения с не­
большой помощью педагога;

- уметь самостоятельно воспринимать и правильно воспроизво­
дить схему лица и тела человека и животного в усложненных усло­
виях восприятия (барельеф, рельеф, схема-символ, фоторобот);

- уметь пользоваться навыком жестовых и мимических движе­
ний, сформированным в предыдущие годы обучения:

а) в сюжетно-ролевой игре;

б) в театрализованной деятельности;

в) в жизненных ситуациях;

© Президентская предрамма "Дети России", 1995


. уметь произвольно изобразить и правильно воспринять эмоции удивления, вины, обиды в жизненных ситуациях, в адаптированных сюжетных изображениях (слабовидящие дети) с небольшой помо­щью педагога;

- уметь с помощью педагога преодолевать двигательный автома­
тизм;

- уметь пользоваться телефоном в сюжетно-ролевой игре и в
жизненной ситуации;

- уметь правильно вести себя в магазине в сюжетно-ролевой игре
и в жизненной ситуации.

IV год обучения

Основной задачей четвертого года обучения является развитие умения пользоваться сформированными навыками неречевого обще­ния в практической деятельности и формирование умения контро­лировать свои эмоции.

I раздел.Продолжение работы по совершенствованию мышеч­
ного аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, жесто­
вых и пантомимических движений.

II раздел.Обучение восприятию и воспроизведению мимиче­
ских и жестовых движений и соответствующей им интонации на
живом объекте.

а) закрепление материала предыдущих лет обучения;

б) новый материал:

- мимика: грусть, отвращение, заинтересованность, гордость;

- жесты: отдай, не покажу, прислушивания, толстый, тонкий.

Ш раздел.Формирование умения определять значение и вос­производить мимику, жесты, позы на объектной, картинке (слабовидящие дети):

а) закрепление изученного за первый-третий годы обучения;

б) новый материал:

~ эмоция: печаль, огорчение, превосходство, недовольство, ску­ка- нетерпение;

жесты: ласка, жалость, прислушивание, ловля бабочек, игра в ест дирижера, трубача, отдай, не покажу, расчесывание волос.

© Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995


               
   
     
 
 
 
 
   


:нка имени Рауля Валленберга

IV раздел.Обучение восприятию и воспроизведению неречевых
средств общения в сюжетном изображении:

а) закрепление материала программ первого-третьего годов обу­
чения;

б) формирование умения воспринимать и воспроизводить нере­
чевые средства обучения в соответствии с программой четвертого

года обучения.

V раздел.Формирование умения адекватно воспринимать и пра­
вильно воспроизводить в практических ситуациях следующие сред­
ства общения (пантомима):

а) формирование новых навыков:

- что я делаю: примерка новой шапки, пользование пылесосом,
причесывание, одевание обуви, игра в мяч, чистка ногтей;

- что я чувствую: меня хвалят, идет дождь, меня ругают, увидел в
лесу змею, увидел огромный гриб;

- чью работу я делаю: учитель, почтальон, машинистка, мойщик

стекол, трубач, дирижер;

- какому животному я подражаю: лиса, свинья, индюк;

- различные походки: походка гордого собой человека, когда
попал в ботинок камушек, когда не хочется идти в садик, когда де­
вочке купили новое платье и она его надела первый раз;

б) закрепление пантомимических навыков, сформированных по программам предыдущих лет обучения.

VI раздел.Формирование умения управлять своими эмоциями: с
помощью релаксационных упражнений и деятельности, соответст­
вующей интересам и потребностям ребенка, развивать и закреплять
навык преодоления двигательного автоматизма и застенчивости.

VII раздел.Культура общения: формировать умение вести себя
в театре, в транспорте; формировать навык поведения в трудных
конфликтных ситуациях, используя неречевые средства общения.

Примечание. Обязательное оречевление движений и действий, связанных с неречевыми проявлениями общения.

Президентская программа "Дети России", 1995


 

Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения

Уровень умений и навыков после IV года обучения:

- уметь самостоятельно координировать мимические и жестовые
движения;

_ уметь пользоваться навыком восприятия алгоритмов лица и тела человека, а также животного - в свободной деятельности;

- уметь произвольно изображать и правильно воспринимать ос­
новные эмоции в самостоятельной практической деятельности;

- уметь пользоваться сформированными навыками культурного
поведения в свободной практической деятельности, используя нере­
чевые средства общения;

- уметь творчески использовать сформированные навыки нере­
чевых средств в жизненных ситуациях, оречевляя их.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К РАБОТЕ ТИФЛОПЕДАГОГА





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.