ПРИМЕРНАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ                                                                                         УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ                  НЕРЕЧЕВЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ                  Примечание. Эффективность работы тифлопедагога по формированию у ребенка с нарушением зрения неречевых средств обше ния в определенной мере обусловливается уровнем овладения им неречевыми проявлениями на момент поступления в группу. Поэтому одним из условий реализации предложенной программы явчяется обспедование уровней сформированности неречевых средств общения. В предложенной карте обследования отражены основные характеристики, которые являются условиями или предносычками для формирования неречевых средств общения. Тифлопедагог при этом учитывает данные обследования ребенка всеми специапистами ло~ школьного учреждения1 офгальмопога, невропатолог, терапевта, логопеда и др.                  1. Фамилия, имя.                  2. Возраст.                  3. Зрительный диагноз.                  4 Сопутствующие заболевания.                  5. Положение ребенка в семье.                  6. Готовность опорно-двигательного аппарата:                  а) общая моторика: походка, осанка, наличие навязчивых дви                  жении,                  б) мелкая моторика: состояние мышечного тонуса, ючнопь                  Дви кеиий, их сила.                  7 Готовносп> жесговой мускулатуры:                  а) состояние тощеа,                  б) объем движении,                  в) качесто движений.                  8. (оговноегь мимической мускулатуры: а) состояние тотса,                                           Президентская программа "Дсги России", 1995
                   Пощр нрлмма ' 1(дп штампы 1995                   Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения                                                                                           ниверситет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга                  б) амплитуда мимических движений,                  в) качество воспроизведения мимических движений.                  9. Способность понимать и воспринимать адекватно с помощью сохранных анализаторов мимические движения, жесты, интонацию:                  а) самостоятельно,                  б) со словесной стимуляцией,                  в) не воспринимает.                  10. Способность воспроизводить мимику, жест, интонацию:                  а) самостоятельно, на основе образов памяти,                  б) отраженно,                  в) сопряженно,                  г) не воспроизводит. *                  11. Умение определить значение эмоции, жеста и позы, изобра                  женных изолированно, вне контекста детьми с сохранным формен                  ным зрением:                  а) самостоятельно,                  б) со словесной стимуляцией,                  в) не определяет.                  12. Умение определить эмоциональное состояние персонажа                  сюжетного изображения детьми с сохранным форменным зрением:                  а) самостоятельно,                  б) со словесной стимуляцией,                  в) не определяет.                  13. Умение пользоваться неречевыми средствами общения'в                  смоделированных ситуациях: J                  а) сюжетно-ролевая игра,                  б) этюды, 1                  в) театрализованная деятельность.                  Сформировано:                  а) в соответствии с возрастом;                  б) пользуется при условии словесной стимуляции;                  в) не сформировано.                  Президентская программа "Дети России",                                     14. Умение пользоваться неречевыми средствами общения в практических жизненных ситуациях:                  а) самостоятельно,                  б) со словесной стимуляцией,                  в) не использует.                  ЛИТЕРАТУРА                  1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.: Педаго                  гика, 1980.                  2. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983.                  3. Болбачану А. Значение общения со взрослыми для умственно                  го развития детей // Дошкольное воспитание. 1982. № 11.                  4. Головина Т. П. Особенности восприятия действий и эмоций                  человека дошкольниками с нарушением зрения // Реабилитационная                  работа со слепыми и слабовидящими. Л., 1987.                                                                         5. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене                  общения. М.: Педагогика, 1987.                  6. Егорова Л. В. Общение слепых младшего дошкольного воз                  раста // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л.,                  1981.                  7. Залюбовский Т. М. Сенсорные предпосылки человека в усло                  виях слепоты // Дефектология. 1981. № 12.                  8. Каган М. С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988.                  9. Лисина М. И., Капгеля А. Г. Общение со взрослыми и психи                  ческое здоровье ребенка // Дошкольная педагогика. Кишинев:                  Штипнус, 1987.                                     10. Литвак А. Г. Тифлопсихология. М.: Просвещение, 1985.                  11. Никулина Г. В. Изучение портрета литературного героя на                  Уроке литературы в школе слепых и слабовидящих. Л., 1986.                  12. Программа развития личности ребенка, навыков общения со                  взрослыми // Основы коммуникации / Ред. Л. М. Шипицина. СПб.,                  1993.                    © Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995
                                                           | ка имени Рауля Волленбери |                                                                                                 | Международный университет семьи и |                                                           13. Заорска М. Овладение слепыми младшими школьниками средствами общения // Психолого педагогические основы коррекци-онно воспитательной работы со слепыми и слабовидящими Л,                  14 Феоктистова В. А. Преодоление психолошческих конфликтов // Наша жизнь. 1979 N» 9.                   Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения                                     ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ                                                                                                                                                                                  |