ПРИМЕРНАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НЕРЕЧЕВЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ Примечание. Эффективность работы тифлопедагога по формированию у ребенка с нарушением зрения неречевых средств обше ния в определенной мере обусловливается уровнем овладения им неречевыми проявлениями на момент поступления в группу. Поэтому одним из условий реализации предложенной программы явчяется обспедование уровней сформированности неречевых средств общения. В предложенной карте обследования отражены основные характеристики, которые являются условиями или предносычками для формирования неречевых средств общения. Тифлопедагог при этом учитывает данные обследования ребенка всеми специапистами ло~ школьного учреждения1 офгальмопога, невропатолог, терапевта, логопеда и др. 1. Фамилия, имя. 2. Возраст. 3. Зрительный диагноз. 4 Сопутствующие заболевания. 5. Положение ребенка в семье. 6. Готовность опорно-двигательного аппарата: а) общая моторика: походка, осанка, наличие навязчивых дви жении, б) мелкая моторика: состояние мышечного тонуса, ючнопь Дви кеиий, их сила. 7 Готовносп> жесговой мускулатуры: а) состояние тощеа, б) объем движении, в) качесто движений. 8. (оговноегь мимической мускулатуры: а) состояние тотса, Президентская программа "Дсги России", 1995 Пощр нрлмма ' 1(дп штампы 1995 Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения ниверситет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга б) амплитуда мимических движений, в) качество воспроизведения мимических движений. 9. Способность понимать и воспринимать адекватно с помощью сохранных анализаторов мимические движения, жесты, интонацию: а) самостоятельно, б) со словесной стимуляцией, в) не воспринимает. 10. Способность воспроизводить мимику, жест, интонацию: а) самостоятельно, на основе образов памяти, б) отраженно, в) сопряженно, г) не воспроизводит. * 11. Умение определить значение эмоции, жеста и позы, изобра женных изолированно, вне контекста детьми с сохранным формен ным зрением: а) самостоятельно, б) со словесной стимуляцией, в) не определяет. 12. Умение определить эмоциональное состояние персонажа сюжетного изображения детьми с сохранным форменным зрением: а) самостоятельно, б) со словесной стимуляцией, в) не определяет. 13. Умение пользоваться неречевыми средствами общения'в смоделированных ситуациях: J а) сюжетно-ролевая игра, б) этюды, 1 в) театрализованная деятельность. Сформировано: а) в соответствии с возрастом; б) пользуется при условии словесной стимуляции; в) не сформировано. Президентская программа "Дети России", 14. Умение пользоваться неречевыми средствами общения в практических жизненных ситуациях: а) самостоятельно, б) со словесной стимуляцией, в) не использует. ЛИТЕРАТУРА 1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М.: Педаго гика, 1980. 2. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 3. Болбачану А. Значение общения со взрослыми для умственно го развития детей // Дошкольное воспитание. 1982. № 11. 4. Головина Т. П. Особенности восприятия действий и эмоций человека дошкольниками с нарушением зрения // Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. Л., 1987. 5. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Педагогика, 1987. 6. Егорова Л. В. Общение слепых младшего дошкольного воз раста // Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Л., 1981. 7. Залюбовский Т. М. Сенсорные предпосылки человека в усло виях слепоты // Дефектология. 1981. № 12. 8. Каган М. С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. 9. Лисина М. И., Капгеля А. Г. Общение со взрослыми и психи ческое здоровье ребенка // Дошкольная педагогика. Кишинев: Штипнус, 1987. 10. Литвак А. Г. Тифлопсихология. М.: Просвещение, 1985. 11. Никулина Г. В. Изучение портрета литературного героя на Уроке литературы в школе слепых и слабовидящих. Л., 1986. 12. Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми // Основы коммуникации / Ред. Л. М. Шипицина. СПб., 1993. © Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995 ка имени Рауля Волленбери | Международный университет семьи и | 13. Заорска М. Овладение слепыми младшими школьниками средствами общения // Психолого педагогические основы коррекци-онно воспитательной работы со слепыми и слабовидящими Л, 14 Феоктистова В. А. Преодоление психолошческих конфликтов // Наша жизнь. 1979 N» 9. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелым нарушением зрения ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |