ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ. ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА Представление о главных сферах дидактического анализа - содержании и процессе (методах, организационных формах) обучения является более или менее общепринятым. А вот суждения относительно предмета дидактики настолько многообразны, что с трудом поддаются учету. К тому же зачастую объект и предмет науки даже и не различаются. Одни исследователи выделяют в качестве предмета дидактики обучение как средство образования и воспитания; другие - закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения; третьи - взаимодействие преподавания и учения в их единстве; четвертые считают, что предметом общей дидактики является не только сам процесс преподавания-учения, но и условия, необходимые для его протекания (содержание, организация, средства и т. д.), а также различные относительно устойчивые результаты реализации этих условий. Такой разброс трактовок предмета этой научной дисциплины объясняется нерасчлененностью методологических категорий «объект» и «предмет» науки. Чаще всего обозначается то, что попадает в поле зрения дидактического анализа, т. е. выделяются разные объекты изучения. Таким образом, дидактика изучает цели, содержание, закономерности, методы и принципы обучения. Это обобщенное определение охватывает объектную сферу, на которую направлены дидактические исследования. Оно дает представление о том, чем занимается дидактика. Однако цели, содержание, закономерности, методы и принципы обучения изучает не только дидактика. В целях обучения воплощаются потребности и запросы общества в сфере образования, его требования к образованию. Дидактика переводит общие цели образования на язык педагогики применительно к условиям обучения. Но в определении и формировании таких целей участвует не только дидактика, но и другие науки: философия, социология, психология и т. д. В обучении действуют не только дидактические, но и другие закономерности, например психологические, физиологические. Наиболее общие закономерности обращения информации изучают информатика, кибернетика, синергетика. Если же мы хотим обозначить то, чем занимается лишь дидактика, нужно так представить предмет этой науки, что отдельные части большого и сложного объекта – обучения - были отражены в их единстве и взаимосвязи и нашли выражение в системе дидактических понятий. Для этого необходимо рассмотреть обучение под особым углом зрения, дидактическим. При этом следует учесть все знания об обучении, накопленные педагогикой, определить современный научный уровень дидактики, ее функции, возможности, а главное – задачу научного обоснования практики обучения, т. е. практической деятельности учителей. В таком случае сформируется представление о предмете дидактики, которое позволит направить исследовательскую работу в единое русло так, чтобы она одновременно и обогащала педагогическую науку, и помогала правильно организовать педагогическую практику. Собрались дидакт, методист и психолог... Представители различных наук видят один и тот же объект по-разному, в разных системах понятий, свойственных каждой науке, и выделяют в нем разные стороны, разные связи и отношения. Обучение может быть объектом изучения и дидакта, и методиста, и психолога, и специалиста по теории информации, кибернетике. Но каждый из них выделяет для изучения в этом объекте свое, ставит разные цели и формулирует эти цели, а также и результаты исследования по-разному. Это значит, что каждый специалист работает в своем предмете. Допустим, представители различных научных дисциплин собрались вместе и пришли на какой-то урок. Каждый из них будет смотреть на происходящее сквозь призму своей науки. Дидакт будет анализировать общедидактические методы, применяемые учителем, и общие принципы, которые он реализует в ходе урока. Методист обратит внимание на соответствие способов преподавания и содержания учебного материала целям обучения данному учебному предмету в школе. Психолога будут интересовать особенности усвоения материала школьниками как проявление психологических закономерностей, а перед кибернетиком обучение предстанет как система управления с прямой и обратной связью. В настоящее время все чаще требуется объединение усилий ученых разных специальностей для решения сложных задач, стоящих перед теорией и практикой образования. Именно поэтому так важно, чтобы каждый участник педагогического процесса четко представлял себе предмет изучения, его особенности и правильно определял свое место в общей работе. Смысл всех этих рассуждений не сводится к размежеванию дидактики с другими областями знания. Такое разграничение не самоцель. Необходимость существования этой научной дисциплины определяется в конечном счете влиянием ее результатов на практику. Именно для повышения эффективности дидактических исследований необходимо четко представлять себе научный статус этой отрасли педагогики. Таким образом, для определения предмета дидактики не удастся ограничиться простым указанием на то, что она изучает вместе с другими науками. Для этого нужно хотя бы кратко ответить на следующие вопросы: • В каком виде предстает перед дидактикой ее объект - обучение - в его современном состоянии? • Какими научными средствами располагает сейчас дидактика для научно достоверного отражения явлений обучения? • Как она должна отражать свой объект, используя его описания в свете задачи научного обоснования педагогической практики? Иными словами, определить предмет дидактики нельзя без учета ее функций, анализа ее объекта и познавательных средств, которыми она пользуется. Попробуем ответить на приведенные выше вопросы. Дидактика рассматривает обучение как средство передачи социального опыта, необходимого для личностной самореализации учащихся. В результате обучения та часть опыта, которая входит в содержание образования и составляет содержательную сторону обучения, становится достоянием ученика. С помощью обучения осуществляется подготовка учащегося к жизни, его самореализация. Дидактика все в большей степени становится теоретической дисциплиной. Этому способствует развитие науки, средств научного познания в целом. Все большее применение находят такие методы теоретического исследования, как моделирование, идеализация и т. д. Использование системного подхода позволяет рассматривать содержание образования и процесс обучения как единое целое. Именно благодаря повышению теоретического уровня дидактика получает возможность более эффективно воздействовать на практику, совершенствовать и преобразовывать ее. Выясняем отношения с учеником. Следующий шаг на пути к определению предмета дидактики предполагает выявление педагогической сущности обучения. Поскольку дидактика - наука теоретическая, а предмет теории предстает перед исследователем как система отношений, необходимо раскрыть главное, специфическое для обучения отношение. Вообще отношения, возникающие в процессе обучения, многообразны: «учитель-ученик», «ученик - учебный материал», «ученик-другие учащиеся». В педагогической литературе можно встретить различные суждения по поводу того, какое из них следует считать главным для дидактики. Распространена точка зрения, согласно которой таким главным отношением является отношение ученика к учебному материалу, т. е. познавательное отношение. Действительно, учебное познание - неотъемлемая характеристика процесса обучения. Если рассматривать обучение с точки зрения психологии, т. е. обращать основное внимание на то, как ученик воспринимает и усваивает материал, это отношение окажется главным, как говорят, сущностным. Но если посмотреть на обучение глазами дидактики, т. е. выделить главное в целенаправленной деятельности по передаче социального опыта, то главным и специфическим для этой деятельности окажется другое отношение - отношение между двумя деятельностями: преподавания и учения. Преподавание - это деятельность тех, кто обучает, а учение - тех, кто обучается. Познание может осуществляться и вне обучения, а вот взаимосвязанные деятельности преподавания и учения протекают только в обучении. Их единство определяет и организует всю систему дидактических отношений, в том числе и познавательных. Этим характеризуется предмет дидактики. Реально при изучении явлений обучения необходим учет зависимостей между тремя объектами: учителем, учеником и учебным материалом. Важной характеристикой предмета дидактики является необходимость рассмотрения обучения в единстве с воспитанием. Воспитательная функция обучения состоит не только в усвоении знаний ученика, но и в становлении его личности в целом, формировании определенных моральных качеств, черт характера. Нужно иметь в виду, что содержание образования реально существует в процессе обучения. В каждой частице этого процесса присутствует содержание образования. В каждую минуту урока ученики осваивают определенные знания, умения, навыки, отношения - то, что составляет содержание образования. Существенно и то, что обучение выступает перед дидактикой в двух аспектах - как объект изучения и как объект построения, конструирования. Учитывать это обстоятельство - значит сознательно направлять дидактическое исследование на совершенствование практики обучения, так как без ее изучения исследование может оказаться умозрительным, бесплодным. В то же время без разработки теории рекомендации, адресованные школе, будут недостаточно обоснованными и не повлекут за собой серьезных изменений. Предмет дидактики: «сухой остаток». Подводя итог сказанному, выделим следующие характеристики предмета дидактики. 1. Дидактика рассматривает свой объект - обучение - в первую очередь как особый вид деятельности, направленный на передачу подрастающему поколению культуры, или социального опыта, необходимого для личностной самореализации. 2. Специфическим для этой деятельности отношением, лежащим в основе ее теоретического анализа с позиций педагогики, является отношение преподавания и учения как действий учителя и ученика, выступающих в единстве. Другие отношения становятся дидактическими постольку, поскольку они объединяются этим отношением. Например, книга становится учебником, когда она включается в процесс обучения и становится средством для учителя и ученика. 3. Дидактика рассматривает содержательную и процессуальную стороны обучения в их единстве. Например, знания изучаются не изолированно, не сами по себе, а вместе с методами их передачи и усвоения. 4. Дидактика рассматривает обучение в его единстве с воспитанием. 5. Имея в виду задачу преобразования и совершенствования практики, дидактика рассматривает обучение не только как объект изучения, но и как объект научно обоснованного конструирования. Мы изложили лишь основные характеристики предмета дидактики. Учитывая эти характеристики, его можно представить и в очень краткой формулировке: предметом дидактики является связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие. К этому следует добавить, что в поле зрения дидактики находится воспитательная роль учебного процесса, а также условия, благоприятствующие активному и творческому труду учащихся и их умственному развитию[15]. |