МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ. ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА





 

Две функции дидактики – описание и конструирование. Задачи дидактики состоят в том, чтобы описывать, объяснять процесс обучения вместе с условиями его реализации и разрабатывать нормативное знание, которое служило бы ориентиром для совершенствования организации процесса обучения, построения новых обучающих систем, новых технологий обучения. Эти задачи, как уже отмечалось, учитываются в определении предмета дидактики. Обучение выступает как объект изучения и объект конструирования.

Обучение является для исследователя объектом изучения, когда он осуществляет научно-теоретическую функцию педагогики. В результате исследования он получает знания о том, как протекает уже реализованный или реализуемый процесс, каковы его закономерности и в чем состоит его сущность. Иными словами, такие знания отражают педагогическую действительность в том виде, как она есть. Пользуясь философской терминологией, можно сказать, что это знания о сущем: о педагогических фактах (явлениях), о сущности и закономерностях педагогического процесса.

Однако описать обучение как часть педагогической действительности, с присущими ему связями и закономерностями, недостаточно. Сама по себе теория не является самоцелью. Она должна служить основой для практической деятельности, направлять, преобразовывать и совершенствовать ее. Когда ученый переходит от отображения обучения к его конструированию, он получает знания о должном, о том, что следует предпринять для преобразования и совершенствования практики. Получая такие знания, воплощаемые в нормах деятельности – в дидактических принципах, правилах, рекомендациях и т. п., – он осуществляет конструктивно-техническую функцию.

Указанные функции взаимосвязаны. В основу конструктивной деятельности должны быть положены результаты осуществления научно-теоретической функции. С другой стороны, преобразованная действительность становится объектом дальнейшего изучения[19].

ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

И ПОНЯТИЯ

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

КРАЕВСКИЙ В. В., ХУТОРСКОЙ А. В.

ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ. ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА

 

«Какими же категориями и понятиями оперирует общая дидактика? В категориях, которые используются в науке, отражаются накопленные человеческим обществом знания.

Все научные понятия делятся на две основные группы: философские и частнонаучные, т. е. специфические для данной науки. Кроме того, появилась необходимость выделения особой группы понятий ‒ общенаучных. Дидактика активно пользуется и понятиями, заимствованными в смежных науках (психологии, кибернетике и др.).

Философские категории(связь, общее, единичное, противоречие, причина, следствие, возможность, действительность, качество, количество, бытие, сознание, практика и др.), отражающие наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой дидактики и той части действительности, которую она изучает. Нельзя, например, рассуждать о теории обучения, не используя слова «сущность» и «явление». Как и во всех частных науках, их применение в исследовательской работе реализует методологическую функцию философии.

Частнонаучные категории.



1. Общепедагогические понятия (педагогика, развитие, социализация, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогическая действительность и т. д.) имеют прямое отношение к любой отрасли педагогической науки.

2. Специфические понятия дидактики(преподавание, учение, учебный предмет, учебный материал, учебная ситуация, форма, метод и прием обучения, учитель, ученик, урок и др.) находятся во взаимосвязи, они подвижны и гибки, как те явления действительности, которые в них отражаются. Содержание этих категорий обогащается по мере развития науки.

Известно, что в современной науке наряду с дифференциацией усилились и интеграционные процессы. Процесс сближения наук, применение комплексного подхода вызвали появление понятий, общих для многих частных наук, но отличающихся от философских категорий. Широко используются такие понятия и в дидактике, одной из функций которой является объединение усилий различных научных дисциплин в научном обосновании обучения.

Общенаучные понятия:система, структура, функция, элемент, оптимальность, состояние, организация, формализация, модель, гипотеза, уровень и др.

Понятия, заимствованные в смежных науках: психологии (восприятие, усвоение, умственное развитие, запоминание, умения, навыки), кибернетике (обратная связь, динамическая система) и др.

Понятия, которыми пользуется дидактика, выстраиваются в определенной системе.

Специфические основные понятия (категории) дидактики отражают сущность и специфику ее предмета. С этой точки зрения, дидактическими категориями являются «преподавание» и «учение» (в их единстве). Что касается понятий, взятых у других научных дисциплин, они отражают отдельные явления обучения. Описание этих явлений дает дидактике материал для теоретического осмысления в ее собственном предмете и понятиях. Если бы мы исключили из арсенала дидактики общенаучные понятия или понятия смежных наук, у нас остался бы весьма скудный набор средств для отображения педагогической действительности. В то же время неправильно было бы подменять собственно дидактические понятия другими. Это привело бы к «размыванию» педагогической теории обучения, что означало бы шаг назад в ее развитии.

Неточность в употреблении понятий и терминов приводит к неясности изложения. Выработка строгой, однозначной терминологии – непреложное требование научной методологии. Соблюдение такого требования позволит как анализировать процесс обучения по отдельным его элементам, так и рассматривать его в целом, как систему, в которой элементы составляют единую структуру, где каждый из них выполняет определенную функцию. На основе упорядоченной понятийной системы, с учетом специфики дидактики, можно проникать в сущность дидактических концепций прошлого и настоящего, проектировать процесс обучения с определенными характеристиками.

В отличие от таких наук, как математика, физика или логика, педагогика, дидактика и методика пользуются в основном общеупотребительными словами. Но, попадая в обиход науки, слова разговорного языка приобретают неотъемлемое качество научного термина – однозначность, позволяющую достичь единого их понимания учеными данной отрасли.

Краткая характеристика важнейших понятий дидактики

Образование – фундаментальное понятие, имеющее отражение не только в дидактике, но и в педагогике, антропологии, философии и других науках о человеке.

В обыденном словоупотреблении на эмпирическом уровне существуют различные трактовки данного термина. Выбор подходящего определения опирается на специфику задачи, которая решается с его помощью. Среди возможных определений и характеристик интересующего нас понятия, отражающих какую-либо его грань, выделяются следующие:

образование как воздействие на личность (формирование) и образование как развитие личности («выращивание» ее субъективных возможностей);

образование как образовывание ученика, т. е. процесс и результат его самообразования;

образование как система образовательных структур – учебных заведений (лицей, гимназия, колледж), форм образования (домашнее образование, дополнительное образование), типов образования (государственное, муниципальное, частное) или как их качественная характеристика (непрерывное образование).

Обобщенное определение понятия «образование»: целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Типы образования. Термин «тип образования» относится к фундаментальному и педагогическому понятию. Принято выделять:

социально ориентированный тип образования характеризуется внешним воздействием на учащихся;

личностно ориентированный тип образования обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика с учетом его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Обучение – специально организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками и развивает личностные качества. В обучении выделяют две составляющие – преподавание и учение.

Преподавание – деятельность учителя по передаче ученикам знаний, умений, навыков, способов деятельности, жизненного опыта и т. п.

Учение (соотнесенное с преподаванием) – это деятельность учащихся по усвоению содержания образования.

Компоненты образовательной деятельности ученика:

изучение, предполагающее постижение учением, усвоение в процессе обучения;

усвоение, трактуемое как основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта;

познание, т. е. процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания.

В последнее время утвердилось понятие «развивающее обучение», основанное на идее Л. С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, опираясь и на «созревшие» функции ребенка, и на те функции, которые еще только формируются.

Обучение, ориентированное на творческую продуктивную деятельность учащихся, называется эвристическим. Согласно эвристическому типу обучения ученик участвует не только в создании образовательной продукции по изучаемым учебным курсам, но и в планировании и осуществлении индивидуальной траектории образования.

Ученые предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креативностъю. Креативность - это способность человека к творчеству, включающая системы взаимосвязанных способностей-элементов. Например, креативными способностями являются воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность.

Творческое обучение опирается, по крайней мере, на три интегративные способности ученика: креативную, когнитивную и организационную. В то же время оно и формирует их, и способствует их развитию[20].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.