Структура контрольной работы и требования к ее оформлению Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература, приложения. Требования к элементам содержания контрольной работы: 1. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению контрольной работы в высшем учебном заведении. На титульном листе указывают полное наименование министерства, вуза, кафедры, тему, сведения об исполнителе, наименование места и год выполнения. Пример приведен в приложении 1. 2. Оглавление должно содержать перечень элементов контрольной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в тексте, в том числе введение, главы, заключение, список литературы, приложения. Пример приведен в приложении 2. 3. Во введении обозначается тема контрольной работы, обосновываются мотивы ее выбора, цели и задачи работы; ее актуальность для современной науки и практики и кратко раскрывается степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе. 4. Основную часть следует делить на главы, пункты и подпункты. Каждая глава должна являться законченным элементом работы. Текст основной части должен содержать полную и достоверную информацию, ее критическую оценку, иметь логичную структуру. Основной материал должен быть получен в результате самостоятельного отбора и анализа, уточнения и сопоставления различных публикаций по выбранной теме. Обращаем внимание на то, что нельзя ограничиваться простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их, выделить цель, задачи, выводы и предложения. Чтение научной литературы должно быть критическим. Необходимо раскрыть особенности различных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическое и теоретическое значение результатов реферируемых работ, а также выразить собственное отношение к идеям и выводам авторов, подкрепив его определенными аргументами (личным опытом, высказываниями других исследователей и пр.). По дискуссионным вопросам студенту рекомендуется изложить свое отношение к ним, по возможности обосновать избранную точку зрения. Необходимо правильно оформлять литературные ссылки: в круглых скобках с указанием инициалов имени и отчества, фамилии автора и года издания. Все упомянутые источники должны быть представлены в списке литературы. 5. В заключении отражается значимость изученной темы, собственное отношение к теме, возможность применения полученных знаний в профессиональной деятельности. 6. Список литературы. Располагается в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с библиографическими требованиями. Пример в приложении 3. Приложения. При необходимости излагаемые положения могут иллюстрироваться графиками, диаграммами, таблицами. При этом приводимые в тексте положения, цифровой материал должны быть снабжены соответствующими сносками на источники заимствования. Темы контрольных работ 1. Современные направления психологических исследований в мире. 2. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики. 3. Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения. 4. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии. 5. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Отличие психики животных от психики человека. Структура психики. 6. Основные этапы развития взглядов на предмет психологии. 7. Современные направления психологических исследований в мире. 8. Психоанализ: история и современность. 9. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики. 10. Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения. 11. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии. 12. Сознание как высшая ступень развития психики. Структура сознания. 13. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека. 14. Сознание и самосознание личности. 15. Сознательное и бессознательное в личности и их роль в регуляции поведения. 16. Развитие самосознания и «Я-концепции». 17. Я-концепция как основная производная самосознания. 18. Структура личности. 19. Классификация и содержание новейших теорий личности. 20. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ. 21. Личность в представлении психоанализа. 22. Личность с точки зрения бихевиоризма. 23. Гуманистические теории личности. 24.Когнитивный подход к личности. 25. Формирование и развитие личности. 26. Объективный характер закономерностей формирования человеческой личности. 27. Самооценка у несовершеннолетних склонных к противоправному поведению. 28. Условия и факторы нормального и аномального развития личности. 29. Проблемы психологического развития подростков в современных условиях. 30. Потребностно-мотивационная сфера личности. 31. Представление о самоактуализации личности (по А. Маслоу). 32. Мотивы как регулятор поведения и деятельности человека. 33. Влияние характерологических особенностей личности на мотивационно-потребностную сферу личности. 34. Система ценностных ориентаций личности, направленность личности, их отражение в мотивационной структуре личности. 35. Мотивация просоциального и асоциального поведения. 36. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успехов. 37. Мотивация и деятельность. 38. Группа и ее положительная роль в развитии человека как личности. 39. Психология взаимодействия людей в группе. 40. Межличностные отношения в коллективах. 41. Социально-психологические явления в малых группах. 42. Социально-психологические факторы эффективности групповой деятельности. 43. Взаимодействие личности и коллектива. Лидерство как способ влияния на отдельную личность и на группу в целом. 44. Феноменология лидерства. 45. Пути и средства повышения эффективности групповой работы. 46. Межличностные отношения в группах и коллективах, методы их выявления и возможности изменения статуса личности в коллективе. 47. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга. 48. Основные источники личностного развития индивида в группе. 49. Психологические требования, предъявляемые к стилю руководства педагогическим коллективом. 50. Конфликты в педагогической деятельности. Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива. 51. Общее понятие о деятельности как форме взаимодействия человека с окружающей средой. 52. Деятельность как условие самореализации личности. 53. Речевая деятельность как форма общения. Речь. Ее виды, структура и функции. 54. Речевая культура педагога. 55. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека. 56. Общение, его роль в развитии личности. 57. Общение в структуре педагогической деятельности. 58. Коммуникативные способности и стиль общения в педагогической деятельности. 59. Роль и виды чувствительности (ощущений) у человека. 60. Законы и загадки зрительного восприятия человека. 61. Внимание, его роль в учебной и профессиональной деятельности личности. 62. Связь памяти с личностью человека. 63. Виды и особенности человеческой памяти, ее развитие в процессе обучения. 64. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека. 65. Индивидуальные особенности и нарушения памяти. 66. Виды мышления и их роль в обучении. 67. Психология интеллекта и объективные возможности его измерения. 68. Общие интеллектуальные способности личности, их диагностика и развитие. 69. Проблемы и пути развития творческого мышления. 70. Воображение и индивидуальное творчество. 71. Воображение в познавательной и практической деятельности человека. 72. Эмоции и чувства и их значение в жизни человека. 73. Эмоции и познавательная деятельность личности. 74. Роль чувств в педагогической деятельности. 75. Понятие, признаки и проявление воли у человека. 76. Воля. Основные направления и пути развития воли у подростков. 77. Значение воли в профессиональной деятельности. 78. Темперамент и личность. 79. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях. 80. Место характера в структуре личности. 81. Акцентуации характера у подростков. 82. Акцентуации характера, их диагностика и коррекция. 83. Индивидуальные особенности воспитания и самовоспитания характера. 84. Психологические особенности противоправного поведения подростков с отклонениями личностного развития. 85. Психологические особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и условия их коррекции. 86. Генотип, свойства нервной системы и способности человека. 87. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различие в этих явлениях. 88. Способности – важное условие успеха в профессиональной деятельности человека. 89. Межполовые различия в способностях, их научное объяснение. 90. Природа индивидуальных различий в способностях людей. 91. Общие творческие способности, их диагностика и развитие. 92. Психология и развитие творческих способностей. 93. Гениальность, задатки и способности великих людей. Тесты для самоконтроля Контроль знаний студентов является одним из основных элементов образовательного процесса в вузе. Тестовая проверка знаний – это: во-первых, форма закрепления, уточнения, осмысления и систематизации материала; во-вторых, это форма контроля за аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работой студента; в-третьих, это форма воспитания у студентов умения правильно применять собственные знания и умения на практике; в-четвертых, это форма самоконтроля студентов, с помощью которой студенты – могут самостоятельно находить пробелы в знаниях и ликвидировать их; в-пятых, это форма мотивации к систематическому обучению, к качественной подготовке к прохождению как итогового, так и поэтапного контроля. При выполнении заданий с формулировкой«Выберите номер правильного варианта ответа» Вы должны выбратьодин правильный ответ из предложенных. При выполнении заданий с формулировкой«Дополните» Вы должны определить пропущенную информацию. При выполнении заданий с формулировкой «Установите соответствие» Вы должны найти такие однозначные связи между позициями первого и второго столбиков, чтобы одной позиции первого столбика соответствовала только одна позиция второго, а повтор используемых позиций категорически запрещен. При выполнении заданий с формулировкой «Установите правильную последовательность»необходимо расставить предложенные позиции в нужной последовательности. При выполнении заданий с формулировкой «Верно или неверно» необходимо установить истинность или ложность утверждений, и указать правильный ответ. |