Современные цифровые технологии. ● Камеры стали универсальными в конце 70-х киносъёмочная аппаратура наконец соединила в себе качества портативных камер, пригодных для съёмки с движения, и бесшумность студийной аппаратуры, позволив снимать изображение в естественных условиях вне павильона и одновременно записывать синхронную фонограмму. ● Уход от пленки Современные киносъёмочные аппараты, как правило, не рассчитаны на классическую плёночную технологию и применяются для съёмки оригинального негатива фильма, предназначенного для последующего сканирования и использования в распространённой технологии Digital Intermediate с цифровой обработкой, монтажом и озвучением кинофильмов, предназначенных для цифрового кинопоказа, цифровой печати плёночных фильмокопий или демонстрации по телевидению. Во многих случаях современные кинокартины снимаются при помощи цифровых кинокамер, без использования киноплёнки, поэтому от современных плёночных камер требуется максимальное качество изображения и интегрированность в новейшие технологии кинопроизводства. ● Упрощение процесса съемки и повышение качества Современные киносъёмочные аппараты оснащаются многочисленными электронными устройствами, облегчающими съёмку и повышающими её качество и совместимость с цифровым и телевизионным оборудованием. Сегодня обязательны наличие видеоконтроля, генератора временно́го кода и возможность дистанционного управления параметрами объектива и самого аппарата. Свет как ср-во получения изображения Фотография в буквальном переводе означает "светопись": лучи света проникают в специальную камеру сквозь линзу, объектив, падют на светочувствительный слой, в котором под их воздействием происходили изменения, приводящие к образованию изображения. Фото или киногеничность это некоторая особенность, которая вытекает из самой сущности искусства фотографии или кино, и способности правдиво передавать окружающий нас мир. Киногеничные объекты способны передавать свои объемные и материальные (фактурные) свойства в виде изображения; у зрителя возникает впечатление, будто он имеет дело с реальными предметами и фактурами. Сочетание выпуклостей и впадин, расположенных под разными углами к источнику света, создающих удивительное богатство светотени и внятность объемной формы производит впечатление некоего гармонического единства. Свет - средство моделирования объема. Для восприятия формы важно направление падающего на нее света. При изменяющемся направлении освещения одна и та же форма производит различное впечатление. Например, один и тот же предмет, в зависимости от времени дня, года и географического места, может создавать тени разной глубины. Большое значение в восприятии форм предметов имеют цвет и характер поверхности. Фактура материала, то есть строение поверхности, свойственное натуральному материалу или приданное ему в процессе обработки, может изменяться в определенных границах — от совершенно гладкой до рельефной. Задачи экспонометрии Экспозиция влияет на контраст, светотень, цветовоспроизведение и общую тональность изображения. Количество освещения = освещенность светочувствительного слоя Е (лк), умноженная на время освещения t (с). Выдержка зависит от угла раскрытия обтюратора в киносъемочном аппарате и частоты киносъемки. Освещенность светочувствительного слоя зависит от освещенности снимаемой сцены и отражающей способности объектов съемки, диафрагмы и крастности светофильтра. Итого, правильная экспозиция — это такое сочетание диафрагмы объектива и выдержки, при котором будет получено наилучшее фотографическое изображение на применяемой кинопленке после ее лабораторной обработки. ● при съемке на негативную кинопленку существует определенный интервал правильных экспозиций, ограничиваемый фотографической широтой кинопленки. При этом чем меньше интервал яркостей в снимаемой сцене, тем больше может быть допущено вариантов экспозиций. Негативную кинопленку обычно экспонируют по теням, т. е. заботятся в первую очередь о том, чтобы наименее освещенные участки снимаемой сцены получили проработку в негативном изображении. Отсюда возникло правило: лучше немного переэкспонировать, чем недоэкспоиировать. ● при съемке на обращаемую кинопленку (черно-белую или цветную) критерием правильной экспозиции является яркость наиболее светлых сюжетно важных деталей сцены, а не темных. Интервал яркостей зависит от отражательной способности отдельных деталей объектов съемки и от контраста освещения: - минимальный при освещении равномерно рассеянным светом (в пасмурную погоду); - увеличивается в солнечную погоду или при освещении объектов съемки источником искусственного направленного света (образуются тени); - максимальный при боковом и особенно при контровом освещении (правильной экспозицией будет та, которая отвечает изобразительному замыслу наилучшего воспроизведения сюжетно важной части сцены). Контроль экспозиции Собственная тональность или цвет объекта передаются только при сплошном рассеянном освещении. Использование иных видов освещения может коренным образом переменить светотанальный рисунок при кинематографическом изображении объекта. Световой ключ - система экспонометрического контроля, определяющая степень освещенности в главной точке объекта съемки (обычно лица и фактуры актера). От ключа идет как бы настройка всей свето- и цветотональной палитры кадра, следовательно, в одном эпизоде, при одном значении диафрагмы ключевая яркость должна быть величиной постоянной. Виды света. Освещение — одно из основных средств выражения идеи. Это подтверждается тем, что освещением можно так организовать внимание зрителя, что он начинает видеть в первую очередь наиболее важные сюжетные элементы. 1) Натурное освещение:солнце (рисующий свет), небо (рассеянный). При ярком солнце: - образуются рефлексы (подсветка тени) - контровой свет проблематичен (требует точно определить экспозицию по теням для проработки деталей, избегая попадания прямых солнечных лучей в поле зрения объектива) - боковой свет - самый удачный для съемки (получается пространственная картина с хорошо очерченными объемами и рельефами; особое значение имеет при съемке архитектуры и пейзажей). Виды света ● рисующий (приборы направленного освещения) создает светотеневой рисунок, выделяет объем и фактуру, создает атмосферу. ● заполняющий (приборы рассеянного света) подсвечивает тени, способствуя эмоциональному восприятию психологического состояния героев и более детальной проработки изображения. ● контровой создает глубину пространства, отделяет фигуру от фона; подчеркивает архитектурные формы. ● моделирующий (узкие пучки света) тончайшая обработка деталей и лиц; создает небольшие пятна и блики, усиливающие ощущение объема и подчеркивающие психологическое состояние героя. ● фоновой создает живописный фон, обрисовывает формы декораций, выявляет глубину пространства; ставится так, чтобы можно было снимать общие, средние и крупные планы без перестановки осветительных приборов. Характеристики света ● Температура излучения - температура абсолютно чёрного тела, при которой оно испускает излучение того же цветового тона, что и рассматриваемое излучение (формула Планка). 5500 К - дневной свет (вспышка); 1500—2000 К — свет пламени свечи; 2800 К — лампа накаливания 100 Вт ; 3000 К — галогенная лампа; 4300—4500 К — утреннее солнце и солнце в обеденное время; 5000 К — солнце в полдень; 6500—7500 К — облачность; 15 000 К — ясное голубое небо в зимнюю пору; Для корректировки температуры используют светофильтры - коррекционные (незначительная коррекция температуры) - конверсионные (преобразования типа освещения: «повышающие» и «понижающие») ● Спектральный состав света Спектр — последовательность монохроматических излучений, каждому из которых соответствует определенная длина волны электромагнитного колебания. Оптическая область спектра электромагнитных излучений состоит из: - невидимых ультрафиолетовых излучений (длина волн 10—400 нм) - видимых световых излучений (длина волн 400—750 нм) - невидимых инфракрасных излучений (длина волн 740 нм — 1—2 мм). Излучения имеют следующие цвета: 390—440 нм – фиолетовый 440—480 нм - синий 480—510 – голубой 510—550 – зеленый 550—575 - желто-зеленый 575—585 - желтый 585—620 – оранжевый 630—770 – красный Глаз человека обладает наибольшей чувствительностью к желто-зеленому излучению с длиной волны около 555 нм. Зоны излучения: - сине-фиолетовая (длина волн 400—490 нм) - зеленая (длина 490—570 нм) - красная (длина 580—720 нм) Цвета излучений, имеющие различный спектральный состав, но визуально воспринимающиеся одинаковыми, называются метамерными (важно учитывать при смешанном освещении). Создание объемов и фактур Освещение - средство моделирования объема. Форма дает нам возможность отличать вещи друг от друга, дает представление о широком разнообразии ясно различимых моделей — например, листьев деревьев и т. п. Для восприятия формы важно направление падающего на нее света. При изменяющемся направлении освещения одна и та же форма производит различное впечатление. Например, один и тот же предмет, в зависимости от времени дня, года и географического места, может создавать тени разной глубины. Рельеф предметов, их внешняя трехмерная форма воспринимаются благодаря градациям перехода от света к тени, называемым светотенью. Наиболее богаты переходы от света к тени на светлых предметах. Восприятие формы обогащают рефлексы — градации светотени, появляющиеся вследствие освещения отражаемым светом. Яркость и цвет рефлексов зависят от освещенности и свойств отражающей поверхности. Если свет рассеянный и теней нет, рельеф предметов теряется, их форма кажется более плоской. Восприятие формы затрудняется и при слишком интенсивном одностороннем освещении, создающем резкий контраст света и тени с плохо различимыми оттенками светотени. Свет, направленный из-за объекта фотосъемки, скрывает пластику поверхности и активно выявляет силуэт предмета, сооружения или фигуры человека. Однако, несмотря на кажущееся уплощение формы предметов, мы безошибочно узнаем их но контурам. Здесь сказывается роль предшествующего опыта в нашем восприятии и формировании представлений. Большое значение в восприятии форм предметов имеют цвет и характер поверхности. Фактура материала, то есть строение поверхности, свойственное натуральному материалу или приданное ему в процессе обработки, может изменяться в определенных границах — от совершенно гладкой до рельефной. 10. Прецизионная система освещения Разработана в Голливуде в 30-е годыдля универсализации процесса кинопроизводства. Принципы: - весь свет, который нужен для освещения кадра или сцены, разбит на отдельные, строго дозированные лучи; - каждый луч, посылаемый отдельным осветительным прибором, направлен в строго определенное место на объекте; - осветительные приборы размещаются по периметру декорации, лишенной потолка; большинство осветительных приборов имеет как отражательную, так и преломляющую оптику (линзу Френеля) и дают параллельный пучок света, который можно было фокусировать в довольно широких пределах. Система позволяет легко имитировать все признаки освещения, существующие в природе и используемые в изобразительном искусстве как выразительные средства: света, тени, полутени, падающие тени, блики и рефлексы. Благодаря принципу канализированности возможно раздельное освещение разных участков сцены: светлые фактуры можно осветить слабее, а темные - сильнее, выравнивая тем самым суммарный контраст яркостей и приводя его к оптимальному визуальному контрасту. Правила: ● каждый осветительный прибор выполняет только одну задачу освещения; ● включать приборы заполняющего света надо самыми последними, когда весь свет уже установлен (в результате работы всех приборов уже создается некоторый уровень рассеянного света и его может оказаться вполне достаточно); ● прибор заполняющего (рассеянного) света располагается с той же стороны от оптической оси камеры, что и основной рисующий (чтобы тень от него располагалась внутри тени от рисующего и, таким образом, была незаметна, но создавала дополнительные тональные градации в тенях); ● светлое лучше проецировать на темное, а темное - на светлое; ● в большинстве случаев рисующий свет должен направляться чуть сверху и сбоку (соответствует наилучшей проработке объемной формы); ● лучше, если фон освещается отдельно от фигуры, это позволит осветить их по-разному (с разной силой и даже немного с разного направления - зритель этого не замечает); ● величину светового пятна (его границы) необходимо соотнести с границами кадра, особенно если сцена освещается только одним большим прибором рисующего света, для того чтобы не потребовалось направлять в то же место второй прибор. |