Раздел 10, глава 1. «Понятие инвалидности, различные категории инвалидов». 1. Раскройте понятие «инвалидность» и «инвалид». 2. Декларация ООН о правах инвалидов? 3. Государственные мероприятия по интеграции инвали дов в обществе в нашей стране и за рубежом? 4. Виды инвалидности и факторы, лежащие в основе клас сификации инвалидов по ВОЗ? 5. Расскажите о 5 категориях инвалидов и группах инвалидности по ВТЭК? Раздел 10, глава 2. «Психолого-педагогические особенности работы по реабилитации инвалидов». 1. Принципы гуманистической педагогики и психологии, на основе которых осуществляется реабилитация инва лидов? 2. Значение учета возраста и типологических особенностей инвалида в процессе реабилитации инвалидов? 3. Расскажите о роли социально-психологической ситуации, при которой возникает инвалидность, в процессе реаби литации. Раздел 10, глава 3. «Реабилитация инвалидов с Повреждениями и дефектами опорно-двигательного Аппарата». 1. Дайте характеристику трех групп инвалидов с детства. 2. Охарактеризуйте группу инвалидов с нарушениями ОДА, приобретенными во взрослом возрасте. 3. Понятие об ампутации и экзартикуляции? 4. Задачи и методика физической реабилитации в ранний послеоперационный период после ампутации? 5. Охарактеризуйте задачу и методику реабилитации в пе риод подготовки к протезированию. 6. Особенности методики физической реабилитации при ампутации верхних и нижних конечностей в период под готовки к протезированию? 7. Задачи и методики физической реабилитации в период овладения протезом (для верхних и нижних конечнос тей)? 8. Расскажите о применении физиотерапии после ампута ции конечностей? 9. Раскройте понятие «полимиелит» и расскажите о перио дах болезни. 10. Противопоказания к применению ЛФК и массажа в пре- паралитический и паралитический периоды? 11. Задачи и методика физической реабилитации в восста новительный период в зависимости от преимуществен ного поражения верхних или нижних конечностей? 12. Значение и методика гидрокинезотерапии при полимие лите? Раздел 10, глава 4. «Реабилитация инвалидов с нарушениями интеллекта». 1. Понятие об олигофрении и ее этиологии? 2. Классификация олигофрении? 3. Раскройте особенности психомоторики детей олигофре нов? 4. Особенности физических качеств олигофренов? 5. Задачи физической реабилитации инвалидов с пораже ниями ЦНС? 6. Особенности методики и применяемых средств при реа билитации детей олигофренов? Раздел 10, глава 5. «Реабилитация инвалидов с сенсорными нарушениями». 1. Расскажите о существующих видах больных с наруше ниями слуха и охарактеризуйте их. 2. Задачи и методики физической реабилитации инвали дов с нарушениями слуха? 3. Расскажите о врожденных и приобретенных нарушени ях зрения. 4. Виды нарушения зрения, их влияние на весь организм? 5. Группы физических упражнений для слабовидящих и слепых? 6. Формы занятий физическими упражнениями для сла бовидящих и слепых в школе и в семье? 7. Задачи и методики ЛФК для детей-инвалидов по зре нию? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Басков А.В. Современные основы реабилитации больных с повреждениями спинного мозга // Материалы I Учредитель ной научно-практической конференции «Спинной мозг». М., 2002. С.2-5. 2. Бирюков А.А. Лечебный массаж. М.: Советский спорт. 2000. С. 293. 3. Бубновский СМ. Руководство по кинезитерапии дорзопа- тий и грыжи позвоночника. М.: МАКС-ПРЕСС — 2002. С. 100. 4. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура / Учебное пособие для вузов. М.: Издат. дом «ГЭОТААМЕД», 2002. С. 560. 5. Древинг Е.Ф. Травматология (Методика занятий физичес кой культурой) М.: изд-во «Познавательная книга плюс», 2002.С. 224. 6. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата): Пособие для инструкторов ЛФК, воспитателей и родителей. М.: Про свещение, 2003. С. 112. 7. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов ин- тов физ. культ. / Под ред. проф. Попова С.Н. М.: ФиС, 1988. С. 270. 8. Лечебная физическая культура. Справочник / Под ред. проф. Епифанова В.А. М.: Медицина, 2001. С. 592. 9. Учебник инструктора по лечебной физической культуре для ин-тов физ. культ. / Под ред. проф. Провосудова В.П. М.: ФиС, 1980, С. 470. 10. Физическая реабилитация. Учебник для студентов акаде- мий и ин-тов физ. культ. / Под ред. проф. Попова С.Н.Ростов н/Д: Феникс, 1999. С. 605. Дополнительная Х.Велитчежо В.К. Физкультура для ослабленных детей. Методическое пособие. М.: ТЕРА-СПОРТ, 2003. С. 336. 2. Волков В.К., Цикулин Л.Е. Лечение и реабилитация боль ных гипертонической болезнью в условиях поликлиники. М.: Медицина, 1989. С. 256. 3. Гортфельд С.А., РогачеваЕ.И. Лечебная физическая куль тура и массаж детей при детском церебральном параличе. Л.: Медицина, 1986. С. 176. 4. Гукасова Н.А. Реабилитация детей со сколиозом. Учебное пособие. Российская медицинская академия последиплом ного образования. М., 1998. С. 37. 5. Демидето Т.Д. Реабилитация при церебро-васкулярной- патологии. Л.: Медицина, 1989. С. 208. 6. Иванова Г.Е., Полнев Б.А. Реабилитация больных остео хондрозом позвоночника (Руководство). М.: РАСМ, 1997. С. 145. 7. Каптелин А.Ф. Гидрокинезотерапия в ортопедии травма тологии. М.: Медицина, 1989. С. 208. 8. Карепов Г.В. ЛФК и физиотерапия в системе реабилита ции больных травматической болезнью спинного мозга. Киев: Здоров'я, 1991. С. 184. 9. Коган О.Г., Майдин В.Л. Медицинская реабилитация в не врологии и нейрохирургии. М.: Медицина, 1988. С. 304. 10. Козырева О.В. Игры, которые нравятся дошкольникам (Ав торская программа оздоровително-развивающих игр для детей дошкольного возраста), М.: РИЦМГИУ, 2002. С. 40. 11. ЛФК в системе медицинской реабилитации / Под ред. проф. Каптелина А.Ф.и Лебедевой И.П. М.: Медицина, 1995. С. 98. 12. Мошков В.Н. Общие основы лечебной физической культу ры. М.: Медицина, 1954. 13. Реабилитация больных после аортокоронарного шунтиро- вания. Методические рекомендации (лечебно-оздоровительное объединение Совета министров СССР) / Составитель Громова Г.В. и др. М., 1991. С. 26. 14. Реабилитация больных с некоторыми заболеваниями и по вреждениями кисти; Сб. научных трудов Горьковского НИИ травматологии и ортопедии / Под. ред. Азолова В.В. Горь кий, 1987. С. 207. 15. Семенова К. А. Методические рекомендации по лечебной физкультуре, массажу и ортопедическому режиму для де тей с церебральными параличами. М., 1978. С. 54. 16. Транквиллитати А.Н. Восстановить здоровье. — М.: ФиС 1999. С. 254. 17. Фонарев М.И. Справочник по детской лечебной физкуль туре. М.: Медицина, 1983. С. 360. 18. Шакиров А.Г. ЛФК при заболеваниях суставов и остеохон дрозе у спортсменов (методические рекомендации) М.: Изд-во Высшая школа, 1982. С. 26. 19. Юмашев Г.С, Ренкер К.И. Основы реабилитации. М.: Ме дицина, 1973. • •*•»•••** t ••■••••••««•»•**•»•••«••»• tt»tt»»t****«**M>*»M**Mtt«*«»« ПРИЛОЖЕНИЯ • •••M***t •••••#•••#»»•••••*••••••»»*••••••••• !••••••• t*»MMM*«t«(lt* Приложение Примерный комплекс специальных физических упражнений при вывихе локтевого сустава во 2-м периоде № | Исходное | Содержание | Кол-во | Методические | п/п | положение | упражнений | повторений | указания | | | | | | | Сидя на стуле, руки | 1 — согнуть | 8-12 | Дыхание | | на столе | пальцы кисти, | | произвольное | | | 2 — разогнуть | | | | То же, под пред- | 1 — скользя | 5-6 | Движение | | плечье подведена | предплечьем, со- | | строго вперед | | скользящая | гнуть руку в лок- | | (от себя) | | поверхность | тевом суставе, | | | | | 2 — разогнуть | | | | Тоже | 1 — согнуть | 8-10 | Выполнять | | | кисть, | | одновременно | | | 2 — разогнуть | | правой и левой | | | | | и попеременно | Основная часть | | То же, плечо на | 1 — согнуть | 6-8 | Кистью здоро- | | столе, предплечье | предплечье, | | вой руки под- | | направлено | 2 — разогнуть | | держивать | | вертикально вверх | предплечье | | предплечье | | | | | поврежденной | | То же, руки на | 1 — супиниро- | 8-10 | Стараться кос- | | столе | вать предплечье, | | нуться ладо- | | | 2 — пронировать | | нью и тыльной | | | | | поверхностью | | | | | кисти стола | | То же, пальцы в | 1 — согнуть руки | 6-8 | Кисти от стола | | «замок» | в локтевых сус- | | не отрывать | | | тавах, | | | | | 2 — разогнуть | | | Окончание приложения 1 | | | | | | Сидя на стуле, руки | Попеременное | 4—5 | Давить 2—3 с | | на столе | давление каж- | каж- | каждым | | | дым пальцем | дым | пальцем | | | кисти на поверх- | паль- | | | | ность стола | цем | | | Сидя на стуле, руки | 1—4 вращатель- | 1-2 | Выполнять с | | на столе, плечи на | ных движений в | раза | максимально | | поверхности стола, | лучезапястных | | возможной | | предплечья | суставах по часо- | | амплитудой, | | направлены вверх | вой стрелке | | но без боли | | | 5—8 — против | | | | | часовой | | | | Сидя поперек сту- | Качательные, | 10-12 | Амплитуда | | ла, плечо повреж- | маятникообраз- | | небольшая, не | Q | денной руки на спи- | ные движения со | | должно быть | У | нке стула, предпле- | сгибанием и | | неприятных | | чье свисает вниз. | разгибанием в | | ощущений | | | локтевом суставе | | | | Тоже | 1 — развернуть | 10-12 | Можно | | | предплечье | | выполнять с | | | кнаружи, | | предметом, | | | 2 — развернуть | | например с | | | предплечье | | мячиком в | | | кнутри | | кулаке | Заключительная часть | | Сидя на стуле, руки | 1—4 — сжать | 3-4 | Удерживать | | на столе | пальцы кисти в | | пальцы в. | | | кулак, 5—8 — | | кулаке 3—4 с | | | расслабить | | | | | мышцы кисти, | | | | | предплечья | | | | Тоже | 1 — развести | 6-8 | Не сгибать и | | | пальцы кисти, | | не разгибать | | | 2 — соединить | | кисть | | | пальцы | | | | То же, локоть | 1 — разогнуть | 6-8 | Разгибать до | | поврежденной руки | предплечье, | | появления | | на поверхности | 2—10 — удер- | | первой легкой | | стола | жать в макси- | | боли | | | мально разогну- | | | | | том положении | | | Приложение 2 Примерный комплекс упражнений при компрессионном переломе позвоночника во втором периоде (по П.В. Юрьеву, 1980) Исходное положение лежа на спине: 1. Руки вдоль тела. Руки через стороны поднять вверх, потянуть ся 5—6 раз. 2. Руки на пояс. Тыльное и подошвенное сгибание в голеностоп ных суставах (10—15 раз). 3. Хват руками за спинку кровати. Одновременное сгибание ног в коленных суставах, скользя ступнями по постели. При разгибании — тыльное сгибание в голеностопных суставах (8—10 раз). 4. Руки согнуты в локтевых суставах, предплечья и кисти пер пендикулярны к плоскости постели. Опираясь на голову, плечи и ло патки, прогнуться в грудном отделе позвоночного столба (таз не под нимать). Удержать это положение 10—15 с (3—4 раза). 5. Хват руками за края кровати. Имитация ногами езды на вело сипеде, ноги поднимать не выше 45° (12—20 раз), 6. Спокойное глубокое дыхание и расслабление мышц. Отдых. Лежа на животе: 7. Руки согнуты в локтевых суставах. Опираясь на кисти и пред плечья, поднять голову и плечи. Удерживать это положение 10—15 с (4—6 раз). 8. Руки вдоль тела. Согнуть ногу в коленном суставе (стопа в положении тыльного сгибания). Выпрямляя ее, приподнять с посте ли и медленно опустить, поставив стопу на пальцы. Каждой ногой 6—8 раз. 9. Руки к плечам. Приподнять голову, плечи и верхнюю часть туловища, соединить лопатки. Удержать это положение 10—15 с, 4— 6 раз. 10. Руками взяться за вертикальные стойки спинки кровати. При поднять прямые ноги. Движения, имитирующие плавание стилем «кроль». Каждой ногой 10—15 раз. Лежа на спине: 11. Спокойное глубокое дыхание и расслабление мышц. Отдых. 12. Хват руками за края кровати. Приподнять прямую ногу до угла 45° к плоскости постели (стопа в положении тыльного сгиба ния). «Написать» в воздухе пяткой цифры от 1 до 6 (каждой ногой 2— 4 раза). 13. Руки на пояс, голову приподнять от постели, следить, чтобы таз и ноги оставались неподвижными (6—8 раз). 14. Руки вдоль тела. Одновременно сгибать правую ногу в ко- ленном суставе, отрывая стопу от постели (носок на себя), и левую руку в локтевом суставе (10—12 раз). То же левой ногой и правой рукой. 15. Руки согнуты в локтевых суставах, ноги — в коленных. Опи раясь на голову, плечи и стопы ног, приподнять таз и выпрямленную ногу (каждой ногой 3—5 раз). 16. Руки вверх с одновременным отведением прямой ноги (каж дой ногой 4—5 раз). 17. Хват руками за спинку кровати с боков. Поднять прямые ноги (носки на себя), развести, свести и медленно опустить, расслабляя мышцы. 18. Спокойное дыхание, расслабление мышц. Отдых. Лежа на животе: 19. Руки вдоль тела. Приподнять голову, плечи и верхнюю часть туловища. Задержаться в этом положении, меняя исходное положе ние рук: к плечам, за голову, вверх и в стороны (4—6 раз). 20. Руки к плечам. Приподнять голову, плечи, верхнюю часть туловища и ногу (каждой ногой 6—8 раз). 21. Хват руками за спинку кровати сбоку, ноги согнуты в колен ных суставах, голени перпендикулярны к плоскости постели. Пооче редное максимальное приподнимание ног, не разгибая их в коленных суставах (каждой ногой 6—8 раз). 22. Руки согнуты в локтевых суставах. Приподнять голову, пле чи и верхнюю часть туловища. Удерживая это положение, руками производить движения, имитирующие плавание брассом. 23. Руки вверх — в стороны. Приподнять от постели руки, туло вище и обе ноги («ласточка»). Удерживать это положение 10—20 с, а в последней попытке — максимальное время В последующие дни добавлять по 5—10 с (6—8 раз). 24. Спокойное дыхание. Расслабить мышцы спины. Отдых. Лежа на спине: 25. Ноги согнуть в коленных суставах, опираясь стопами о по стель. Свободные движения ногами вправо и влево (6—8 раз). 26. Повороты головы в стороны (в каждую — 4—6 раз). 27. Руки вдоль тела ладонями вверх. Упражнение на внимание и координацию движений: 1 — левую кисть к плечу; 2 — то же правой; 3 — левую руку вверх; 4 — то же правой; 5 — левую вниз; 6 — то же правой. Постоянно ускоряя темп, повторить 4—6 раз. После окончания занятий произвести обтирание тела влажным по лотенцем. Приложение 3 |