Признак, основание для классификации | Типы учебно-творческих задач | Виды учебно-творческих задач | Развиваемые компоненты творческих способностей личности |
| | | |
Проблемность | задачи с явно выраженным противоречием | задачи-проблемы; задачи-парадоксы; задачи-антимонии | выделение противоречия, способность формулировать проблему, диалектичность мышления |
Полнота исходной информации | задачи с некорректно представленной информацией | задачи с недостающей исходной информацией; задачи с избыточной информацией; задачи с противоречивой информацией; задачи, в которых практически отсутствует исходная информация, а есть только цель деятельности | способность находить нужную информацию и переносить ее, применять в условиях задачи |
| | | |
Прогнозирование | задачи на прогнозирование | на прогрессивные экстраполяции; на регрессивные экстраполяции; на непосредственное выдвижение гипотезы | способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы |
Оптимизация | задачи на оптимизацию | задачи на выбор оптимального решения; задачи на оптимизацию процесса, функционирования объекта; задачи на оптимизацию затрат, средств деятельности | гибкость, рационализм мышления |
Усмотрение противоречия, формулировка задачи | задачи на обнаружение противоречия и формулировку проблемы | задачи скрытого вопроса; задачи на конструирование задачных ситуаций; задачи на обнаружение мнимых противоречий; задачи на формулировку проблемы | способность видения проблем и противоречий |
| | | |
Рецензирование | задачи на рецензирование | задачи на обнаружение ошибок; задачи на проверку результата; задачи на оценку процесса и результата | критичность мышления, способность к оценочным суждениям |
Разработка алгоритмичес-ких и эвристических предписаний | задачи на разработку алгоритмов и эвристических предписаний | задачи на разработку алгоритма; задачи на выявление эффективных эвристик; задачи на разработку эвристических предписаний, правил | способность к обобщению и свертыванию мыслительных операций, способность к рефлексии мышления |
Переформулировка задачи | задачи на коррекцию поставленной задачи | задачи на уточнение цели; задачи на уточнение условий; задачи на уточнение требований и ограничений | способность формулировать и переформули-ровать задачи |
Инверсия | задачи – «обороты» противоположные некоторой данной | задачи на поиск способа решения, который противоположен наиболее очевидному; задачи, требующие рассмотрения от конца к началу | способность преодолеть инерцию мышления, способность к широкому переносу знаний и умений |
| | | |
Применение принципов и методов научного познания | Исследователь-ские задачи, задачи на применение методов научного познания | экспериментальные задачи; задачи на моделирование; задачи графические; задачи на формализацию; применение математических методов; задачи на применение принципа систематичности, дополнительности, историзма и т.д. | способность к широкому переносу принципов, методов научного познания в новые ситуации |
Процедуры управления | задачи на управление | задачи на выработку целей, стратегий деятельности; задачи на планирование деятельности; задачи на организацию деятельности; задачи на нормирование времени деятельности; задачи на оценку результатов деятельности | способность к самоуправле- нию в учебно-творческой деятельности |
| | | |
Изобретение | задачи на изобретение | задачи на изобрете-ние новых конструк-ций; задачи на изобрете-ние новых способов деятельности; задачи на изобретение новых веществ | способность к изобретатель-ской деятельности |
Доминирование соответству-ющих логических процедур деятельности | задачи логические | задачи на описание явлений, процессов; задачи на определение понятий; задачи на объяснение; задачи на доказательство; задачи на установление причинно-следственных связей | интеллектуаль-ные логические способности |
Доминирование соответствующих процессов общения в решении творческих задач | Коммуника-тивно-творческие | задачи на распределение обязанностей в процессе коллективной творческой деятельности; задачи на поиск средств взаимопомощи и сотрудничества; задачи на поиск средств взаимоконтроля | Коммунмка-тивно-творческие способности |
| | | |
Конструирование | Конструкторские задачи | задачи на поиск нового конструкторского решения: а) на расчленение объекта; б) на синтез нескольких объектов; в) на замещение одного из элементов другим; г) использование аналога в конструировании нового объекта; д) опора на новое физическое, химическое явление; е) опора на новую физическую, химическую, технологическую идею, закономерность в решении «старой» конструкторской задачи | способности к конструирова-нию |