Описание функционала специалистов Центра Руководство и обеспечение коррекционно-диагнрстического процесса в Центре осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики (педагогами-дефектологами), психологами, врачами (прежде всего психиатрами), а также воспитателями и социальными работниками, прошедшими соответствующую подготовку (обучение на рабочем месте или курсы) по коррекции раннего детского аутизма. Директор Центра (педагог-дефектолог или врач, или психолог, имеющий стаж работы в области специальной педагогики или клинической практики не менее 10 лет): — осуществляет общее руководство коррекционно-диагности- ческим процессом; — определяет методическую направленность работы Центра и организационные принципы консультативно-коррекцион- ной работы; — отвечает за сохранность и развитие материальной базы Центра; — отвечает за безопасность, сохранение жизни и здоровья вос питанников; — контролирует ведение документации; - отвечает за качество работы специалистов Центра; — участвует в консультировании детей, родителей и специали стов как в Центре, так и в других учреждениях. Заместитель директора по коррекционной работе назначается директором по согласованию с вышестоящими органами управления образованием и по рекомендации Общества помощи аутич-ным детям «Добро». Заместителем директора может быть педагог или психолог со стажем практической и научной работы не менее 5 лет. Заместитель директора по коррекционной работе: — возглавляет Совет координаторов Центра; — организует работу ПМПк; — определяет нагрузку педагогов, педагогов-психологов, вра чей, социальных педагогов, воспитателей в соответствии с их обязанностями и контролирует ее выполнение; - составляет расписание коррекционно-образозательного процесса и отвечает за его выполнение; — вместе с координаторами контролирует выполнение инди видуальных коррекционных программ; — следит за правильностью оформления и своевременностью предоставления текущей и отчетной документации. Основными задачами работы педагога Центра являются: — диагностика глубины коммуникативных расстройств, навы ков, умений, уровня знаний, обучаемости воспитанников; — определение типа учебного плана, составление учебного плана; - составление индивидуальных коррекционно-образователь- ных программ для аутичных детей и детей с аутистическими чертами личности; - реализация программ на основе существующих методик; — участие в адаптации и разработке новых методик обучения аутичных детей; - проведение коррекционных занятий как индивидуальных, так и групповых; - участие в решении вопросов учебной нагрузки, режима по сещения занятий; - разработка и подготовка дидактического и научно-методи ческого материала для занятий; - правильное и своевременное оформление документации в соответствии с требованиями Устава Центра; — адекватная оценка навыков, умений, знаний воспитанников на основе дифференцированных оценочных шкал; — обеспечение на практике развития социальных навыков и речи, спонтанности и проведения досуга воспитанников; — проведение внеклассной работы (прогулки, экскурсии, кружки, клубная работа и т.п.); — обеспечение безопасности воспитанников в течение всего периода их пребывания в Центре и во время проведения вне классных мероприятий; — обучение родителей (законных представителей) методам и приемам работы с аутичными детьми; — повышение профессионального уровня через участие в на учно-методическом семинаре, стажировку в других учреж дениях, изучение специальной литературы; — распространение знаний о проблеме аутизма и его коррекции. Педагог-психолог: — проводит качественную и количественную диагностику ди намики психического развития ребенка; определяет глубину аутистических расстройств до начала и в процессе коррекционной работы; принимает участие в составлении индивидуальных учебных планов; разрабатывает индивидуальные программы по обучению и воспитанию аутичных детей, купированию продуктивных психопатологических явлений; в обязательном порядке осуществляет подготовку к занятиям, адаптируя и разрабатывая диагностический и дидактический материал; проводит индивидуальные и групповые психокоррекцион-ные занятия на основе существующих методик, адаптирует некоторые из них, разрабатывает новые методики; участвует в разработке индивидуальных дифференцированных оценочных шкал совместно с педагогами; обеспечивает на практике развитие социальных навыков и речи, спонтанности и проведения досуга воспитанников; осуществляет индивидуальный контроль и дозирование учебной нагрузки воспитанников; обеспечивает безопасность воспитанников в течение всего периода их пребывания в Центре и во время проведения внеклассных мероприятий; • правильно и своевременно оформляет документацию в соответствии с требованиями Устава Центра; проводит работу с семьей; консультирует родителей (законных представителей), объясняет особенности психического развития ребенка; разрабатывает программы адаптации воспитанника в домашних условиях; обучает родителей (законных представителей) формам и способам работы с ребенком; проводит психотерапевтическую работу с родителями (законными представителями) и другими членами семьи; совместно с врачами и педагогами дает психологическую оценку динамики коррекционного процесса и его результатов; консультирует специалистов других учреждений по вопросам психологической коррекции аутизма; осуществляет повышение профессионального уровня через участие в научно-методическом семинаре, стажировку в других учреждениях, изучение специальной литературы; принимает участие в распространении знаний об аутизме и особенностях его коррекции. Работа воспитателя направлена на: — сопровождение воспитанника и обеспечение его безопасно сти в течение всего времени его пребывания в Центре и во время внеклассных мероприятий; - формирование стереотипа адекватного поведения воспитан ников как в Центре, так и вне его, включая домашние усло вия; — ассистирование педагогам и педагогам-психологам в прове дении коррекционных занятий; - самостоятельное проведение коррекционных занятий по развитию социально-бытовых навыков, организации сво бодного времени, развитию коммуникации и навыков со циального поведения в русле индивидуальных коррекцион ных программ; - участие в разработке индивидуальных коррекционных про грамм; — участие в разработке методов коррекционного воспитания и обучения аутичных детей и детей с артистическими черта ми личности; — самостоятельную или по поручению педагога (педагога-пси холога, логопеда) разработку и изготовление дидактических материалов; — правильное и своевременное ведение документации в соот ветствии с Уставом Центра; - участие в проведении консультативных и амбулаторных при емов; — проведение индивидуальной работы с родителями (закон ными представителями) под руководством педагога (педа гога-психолога, логопеда). В обязанности социального педагога Центра входит: — постоянное отслеживание информации о проблемах воспи танников Центра в семьях и других учреждениях и органи зациях, которые посещают воспитанники; — посредничество между семьей и администрацией, другими сотрудниками Центра; - участие вместе с другими сотрудниками Центра в решении' вопросов социальной адаптации и социализации воспитан ников; - сбор информации о детских учреждениях, в которые потен циально возможна интеграция воспитанников Центра, ус тановление и поддержание контактов с администрацией пси холого-педагогическими сотрудниками этих учреждений; — активное взаимодействие с учреждениями систем здравоох ранения, социальной защиты населения, заинтересованны ми общественными организациями; — знание юридических прав воспитанников Центра и разъяс нение этих прав родителям (законным представителям); — представление интересов воспитанника Центра и его роди телей (законных представителей) вне Центра; — подбор учреждений и организаций для профориентацион- ной работы и начального трудового обучения, если это не возможно выполнить в условиях Центра; - содействие трудоустройству выпускников; — отслеживание процесса интеграции и социальной адаптации бывших выпускников Центра на протяжении не менее трех лет после их отчисления; - повышение профессионального уровня через участие в на учно-методическом семинаре, стажировку в других учреж дениях, изучение специальной литературы; - участие в распространении информации о РДА, прежде все го в учреждениях, от которых зависит дальнейшая соци альная адаптация воспитанника Центра. Врач детский психиатр: — осуществляет клиническую диагностику раннего детского аутизма и аутистических черт личности; - дает рекомендации о приеме ребенка в Центр для ПМПК; — проводит медикаментозную терапию; - осуществляет динамическое наблюдение за воспитанника ми в процессе коррекционной работы; - дает рекомендации по объему и режиму занятий и оптималь ным формам работы с ребенком; — принимает участие в консультативных и амбулаторных при емах; — ведет медицинскую документацию и отчетность соответ ственно установленным Минздравом нормам; - проводит работу с родителями по разъяснению особеннос тей медицинской коррекции, значения строгого выполне ния врачебных рекомендаций и назначений; - принимает участие в распространении информации о кли нических аспектах РДА и его медицинской коррекции. ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ РОССИ ЙСКО-ФЛАМАНДСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ППМС-ЦЕНТРОВ Письмо Минобразования России от 6апреля 2001 г. № 29/1495-6 Минобразование России совместно с Комитетом по образованию администрации Санкт-Петербурга, Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургским университетом педагогического мастерства провели в марте т.г. в Санкт-Петербурге Российско-фламандскую научно-практическую конференцию «Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребенка». На конференции были обсуждены вопросы содержания работы специалистов ППМС-центров и школьных служб сопровождения с детьми, имеющими затруднения в учебе; программно-целевого подхода в решении проблем укрепления здоровья детей; психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с нарушениями в развитии в условиях социальной интеграции; межведомственного взаимодействия в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; социализации подростков; подготовки и повышения квалификации специалистов служб сопровождения. Заместитель министра Е.Е. Чепурных Приложение к письму Минобразования России от 6 апреля 2001 г. № 29/1495-6 |