Основные принципы организации Центра помощи аутичным детям И концепция Центра помощи аутичным детям (К.С. Лебединская, С.А. Морозов, 1993; О.С. Никольская, С.А. Морозов, 1994), и его структура вполне подходят для решения изложенных выше задач. Все направленные в Центр дети поступают вначале в консультативно-диагностическое подразделение, где уточняется (подтверждается или ставится впервые) диагноз, для чего проводится обследование в необходимом для данного ребенка объеме. В том случае, если диагноз совпадает с основным направлением деятельности Центра или со спецификой одной из экспериментальных групп и нет оговоренных в Уставе Центра противопоказаний, ребенок направляется в одно из коррекционных подразделений или в одну из экспериментальных групп в зависимости от возраста, особенностей психического состояния, уровня интеллектуального, эмоционального, речевого и социального развития. Для решения этих задач на базе Центра создается специализированная ПМПК. Дальнейшее движение контингента определятся текущими результатами коррекционной работы, и основным ее вектором является интеграция, т.е. подготовка воспитанника к обучению и воспитанию в других типах образовательных учреждений, к самостоятельной и независимой жизни. Чтобы сделать этот процесс возможно более плавным и безболезненным, предусматривается три возрастных коррекционных вертикали в соответствии с исходным и текущим состоянием воспитанника. Основная коррекционная вертикаль подразумевает такую динамику развития воспитанника, когда сохраняется необходимость его обучения и воспитания в специальных условиях с использованием традиционных для коррекции РДА методов и преимущественно индивидуальных форм работы. Степень продвижения может быть различной (от социально-бытовой адаптации до старшей школы по массовой программе) с выходом либо в другие коррекционные вертикали, либо (в наиболее тяжелых случаях) в дома-интернаты при УВК или системы соцзащиты населения. Дополнительная коррекционная вертикаль включает в себя сеть дошкольных и школьных экспериментальных групп, создаваемых с целью изучения и практической реализации процесса адаптации аутичных детей и подростков к условиям совместного обучения и воспитания с детьми иных вариантов развития (как с различными отклонениями, так и с нормальным развитием), т.е. в связи с интеграцией аутичных детей в другие образовательные учреждения. Состав экспериментальной группы смешанный, до 20-25 процентов составляют аутичные воспитанники, остальные — дети других категорий с учетом возраста и определенной спецификой для каждой экспериментальной группы (дети с нормальным развитием, умственной отсталостью разной степени, задержкой психического развития, речевыми нарушениями, возможно, с негрубыми сенсорными дефектами). Наполняемость групп не должна превышать 8-10 учащихся. Естественно, что развитие дополнительной вертикали будет проводиться постепенно, на протяжении ряда лет по мере подготовки кадров и решения организационных вопросов. Третью коррекционную вертикаль можно назвать интеграционной. Ее составляет ряд базовых школ (массовых и различного типа специальных), организационно не связанных с Центром. Специалисты этих школ обладают определенным уровнем знаний о РДА и особенностях аутичных детей (краткосрочные курсы на базе Центра) и работают при консультативно-методической поддержке специалистов Центра. В эти школы преимущественно направляются воспитанники структур основной и Дополнительной коррекционных вертикалей Центра. Одной из особенностей учебно-коррекционного процесса в спецучреждении для детей с аутизмом является возможно более раннее начало профориентационной работы на основе склонностей, способностей или даже одаренности воспитанников. В принципе структура Центра помощи аутичным детям дол*. на включать подразделение, в котором при необходимости bqc-питанники могли бы жить, продолжая коррекционное обучение то есть нечто вроде маленького дома-интерната. То же необходимо для наименее адаптированных выпускников основной коррекционной вертикали, лишенных по тем или иным причинам возможности жить дома. Для части таких выпускников необходимо и решение вопросов трудоустройства. Представляется целесообразным создавать такие дома-интернаты в структуре Центра, так как для поддержания должного методического уровня коррекционной помощи необходима периодическая ротация персонала интернатного отдела и других структур, прежде всего основной коррекционной вертикали. Для интернатного отдела необходима поддержка системы социальной защиты населения. В масштабе Москвы Центр помощи аутичным детям на начальном этапе становления системы может стать головной организацией по этому направлению специального образования и при поддержке Московского комитета образования возглавить' — проведение диагностической и комплексной коррекцион ной работы с аутичными детьми; — подготовку и апробацию методических основ коррекцион- ного процесса в различных структурах системы московско го образования, оказывающих помощь аутичным детям и подросткам; — отработку нормативно-правовой базы для деятельности этих структур вне зависимости от уровня их организации; — подготовку кадров по коррекции РДА для других учрежде ний Москвы путем стажировки на рабочем месте и на кур совой основе; — создание практической базы для обучения студентов факуль тетов коррекционной педагогики московских педвузов по разделу «аутизм». За рубежом, как уже указывалось выше, роль родительских общественных объединений в развитии и деятельности системы помощи аутичным детям была и остается чрезвычайно важной. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в коррекции аутизма роль семьи важна сама по себе: как воспринимают близкие особенности поведения аутич-ного ребенка, как участвуют в коррекционном процессе. Во-вторых, родительские организации представляют интересы аутичных детей, защищают их права. Именно баланс сил w ьнике «родители - государство — наука» обеспечивает опти-направление развития системы, страхует от перекосов в ,у или иную сторону. В-третьих, именно родители заинтересованы в преемственности помощи своим детям, начиная с дошкольного возраста и заучивая профориентацией, трудоустройством, достойным качеством жизни до ее окончания. Все эти моменты для России столь же важны, как и для любого другого государства. Таким образом, можно заключить, что при создании и развитии системы помощи детям с аутизмом и сходными расстройствами, при организации соответствующих специальных (коррекци-онных) образовательных учреждений целесообразно придерживаться следующих принципов: - комплексный медико-психолого-ледагогический подход к коррекции; - интегративная направленность коррекционного процесса в сочетании со специализированным характером оказываемой помощи; —преемственность коррекционной работы на всех возрастных этапах с учетом специфики психических особенностей при РДА; —определяющая роль интересов аутичного ребенка при вы боре методических подходов; - индивидуальный характер коррекции на начальных ее эта пах с постепенным переходом к групповым формам работы; — систематическая активная работа с семьей аутичного ре бенка. дол 'О За Положение о Центре помощи аутичным детям — специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей, страдающих ранним аутизмом и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи /. Общие положения 1. Настоящее Положение о Центре помощи аутичным детям разработано на основе Типового положения об образовательном учреждении детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденного постановлен»»^ Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867. 2. Центр помощи аутичным детям (далее именуется — Центр) предназначается для детей и подростков от 3 до 18 лет и реализу ет основные и дополнительные образовательные программы и программы начального профессионального образования; Центр является головным учреждением по диагностике и коррекции раннего детского аутизма (РДА) в системе образования региона. 3. Основными задачами Центра являются: — оказание комплексной медико-психолого-педагогической и социальной помощи детям и подросткам, страдающим ран ним аутизмом или аутистическими чертами личности, ис пытывающим трудности в социальной адаптации и усвое нии образовательных программ; — осуществление индивидуально ориентированной педагоги ческой, психологической, медицинской, социальной и юри дической помощи аутичным детям и подросткам, а также се мьям, в которых они воспитываются; — методическое руководство другими образовательными уч реждениями по коррекции РДА в данном регионе; — оказание консультативно-методической помощи образова тельным учреждениям других типов по вопросам обучения и воспитания детей и подростков с аутизмом и аутистичес кими чертами личности; — подготовка специалистов по коррекции детского аутизма для работы в учреждениях системы образования. 4. Основными направлениями деятельности Центра явля ются: — организация образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам и про граммам начального профессионального образования в со ответствии с возрастными и индивидуальными особеннос- тями детей, состоянием их психического и соматического здоровья; — диагностика уровня аутистических расстройств, других на рушений психического, речевого и физического развития, а также отклонений в поведении аутичных детей и подрост ков; — организация коррекционно-развивающего обучения; - психотерапевтическая, психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми и семьями, в которых они воспитываются; — оказание помощи обучающимся в профориентации, полу чении начального профессионального образования, оказа ние содействия в трудоустройстве и трудовой адаптации. 5. Центр несет в установленном законодательством Российс кой Федерации порядке ответственность перед органами местного самоуправления за соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса, коррекционно- реабилитационной и оздоровительной работы особенностям пси хического развития и возраста, способностям и интересам детей, требованиям охраны их жизни и здоровья. 6. В своей деятельности Центр руководствуется международ ными актами в области защиты прав и законных интересов ребен ка, федеральными законами, указами и распоряжениями Прези дента Российской Федерации, постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации, решениями Московско го комитета образования, настоящим Положением и Уставом Центра помощи аутичным детям. |